Агрессивность и ее природа
Откуда это страстное желание навредить, причинить боль другим людям? Какие обстоятельства провоцируют вспышки агрессии?
Как считают ученые, черты будущего убийцы, насильника, хулигана, начинают формироваться у ребенка уже в 57 лет. Особенно опасно, если молодые люди утаивает злобу на человечество в целом и на каждого человека отдельно, в том числе и на родителей, родственников.
Негативные нормы поведения, свои взгляды эти подростки пытаются перенести в школы, училища, на производство, в общежития, в армию. В группах преступной направленности они передают свой опыт, теряя остатки морали, самоутверждаются за счет пренебрежения к человеческой жизни, за проявлений насилия и издевательств.
Физическое или вербальное поведение, нацеленное на причинение кому вреда, характеризуется как агрессивная.
Различают два типа агрессии: врожденную и инструментальную. Источником врожденной агрессии - злость. ееединственная метазавдаты вреда.
При инструментальной агрессии задачи шкодине самоцель, а средство для достижения любой другой позитивной цели. Так, например, в 1990 году политические лидеры США оправдывали войну в Персидском заливе, рассматривая ее не как преступный намерении убить 100000 иракцев, а как средство освобождения Кувейта. Итак, врожденную агрессию мы можем назвать "горячей", инструментальную "холодной". Иногда трудно определить разницу между врожденным и инструментальной агрессией. То, что начинается с холодного расчета, может разжечь вражду. Например, большинство убийц является враждебными, они импульсивны, им присущи неконтролируемые вспышки эмоций. Но некоторые из этих убийц является "инструментальными". С 1000 убийств с целью ограбления, совершенных в Чикаго с 1919 года, большинство были холодными и с умыслом.
Есть три концепции относительно причин врожденной и приобретенной агрессии:
1.Природжени агрессивные мотивы.
2.Природна реакция на фрустрацию.
3.Как следствие обучения.
Жан Жак Руссо возлагал вину за социальное зло на общество, а не на человеческую природу. Томас Гоббс, Зигмунд Фрейд, Конрад Лоренц рассматривали агрессивные мотивы как врожденные, так агрессия является инстинктом. Но теория агрессиикак инстинкта не раскрывает вариаций агрессивности у разных людей и в разных культурах. Однако, хотя склонность людей к агрессии и не укладывается в рамки инстинкта, большинство ученых считает, что она имеет биологическую природу, что это сложный поведенческий комплекс. Так, у животных и людей ученые установили наличие в центральной нервной системе центров, отвечающих за проявление агрессивности. При стимулировании этих структур мозга проявления враждебности растут. При этом даже очень покорных животных можно довести до бешенства, а самих жорстокихприборкаты.
Наследственность влияет на чувствительность нервной системы к действию возбудителей агрессии. Давно известно, что животных многих видов иногда разделяют за их агрессивность. Был проведен эксперимент: взяли обычных мишейальбиносив и разделили их на две группы по признаку агрессивности / не агрессивности. При повторении этой процедуры в 26 поколениях были получены один выводок невероятным свирепых мышей, а другой исключительно спокойных.
Наш темперамент, который предопределяет нашу способность воспринимать и реагировать на действия любых факторов, передается нам по наследству и зависит от реактивности нашей симпатической нервной системы. Есть данные, что вбесстрашной импульсивного ребенка возникают нарушения поведения в подростковом возрасте.
Чувствительность нервной системы к стимулированию агрессии зависит и от химического состава крови. Люди, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, значительно чаще проявляют агрессивное поведение. В реальном мире под воздействием алкоголя осуществляется почти половина преступлений, связанных с насилием, в том числе и сексуальным (КоЙи, 1993).
Алкоголь усиливает агрессивность, снижает уровень чувства ответственности, а также ослабляет способность оценивать последствия своих действий. Алкоголь растормаживает и разрушает индивидуальность.
На агрессивность также влияет мужской половой гормон тестостерон. При этом препараты, снижающие уровень тестостерона у мужчин, склонных к насилию, ослабляют их агрессивные тенденции. После 25 лет уровень содержания тестостерона в крови мужчин снижается, а вместе с этим и количество "насильственных" преступлений среди мужчин соответствующего возраста. Также среди нормальных подростков и взрослых мужчин те, у которых уровень тестостерона высокий, более подвержены делинквентного поведения, наркотической зависимости и агрессивных проявлений в ответ на провокацию (ОЬуеш, 1988).
Итак, существуют веские биологические, генетические и биохимические факторы, способствующие проявлению насилия.Но мнение большинства ученых сводится к тому, что некорректно обосновывать агрессивное поведение как генетически заложенную в человеческой природе.
Джон Доллард придавал большое значение фрустрации в проявлении агрессии. Фрустрацияце все, что препятствует достижению цели. Она усиливается, когда наша целеустремленность имеет очень сильную мотивацию, когда мы ожидаем получить удовольствие, а получаем, грубо говоря, кукиш.
Фрустрация может вызывать остервенением и эмоциональную готовность реагировать агрессивно. При этом стимулы, ассоциированные с агрессией, усиливают агрессию. Таким стимулом может стать оружие, находящееся в поле зрения. Например, половина всех убийств в СЕЛА была осуществлена с помощью личной огнестрельного оружия '. Оружие не только провоцирует агрессию между агрессором и его жертвой, но и создает психологическую дистанцию между ними.
Агрессивную манеру поведения человек может усваивать, наблюдая за действием окружающих и отмечая последствия этих действий. Если детям не демонстрировать модель агрессивного поведения взрослого, они редко проявляют агрессивность в игре или разговоре и, несмотря на фрустрацию, играют спокойно. А те из них, кто наблюдал за агрессивными взрослыми, сами проявляли элементыагрессии. На основе этих и других наблюдений А. Бандура предложил теорию социального обучения агрессии. Демонстрация моделей агрессивного поведения имеют место в семье, средствах массовой информации, социальной среде.
Таким образом, агрессия проявляется в двух формах: врожденная и инструментальная, а ее причины объясняют три основные теории. Теория агрессии, понимаемая как инстинкт, наиболее часто ассоциируется с именами Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца, связывает агрессивность с такими факторами, как наследственность, биохимия крови и свойство центральной нервной системы. Теория фрустрации рассматривает агрессивность как следствие глубоких разногласий между уровнем потребностей и уровнем реальных достижений человека. Теория социального обучения рассматривает агрессию как поведение, приобретенную путем обучения. При этом наличие выгоды от проявления агрессии делает ее более устойчивой, Разница в языке, обычаях и экспрессивности заставляет думать, что человеческое поведение, как правило, социально запрограммирована, а не генетически предопределена. Так, например, американцы едят устриц, но не улиток. Французы едят улиток, но не кузнечиков. Зулусы едят рыбу, но не свинину, а индусы едят свинину, но не говядину. Русские и украинскиеедят говядину, но не гадюк. Китайцы едят змей, но не людей. Жители Новой Гвинеи из племени Жаля считают людей деликатесом.
Таким образом, поведение, приобретенная путем обучения, может проявляться в различных жизненных ситуациях. При этом большое значение имеет убеждение, мировоззрение человека, его характер, темперамент.