Приобретенные в процессе жизни особенности психики. Учение о стресс, общий адаптационный синдром

Кроме наследственных факторов, на состояние психического здоровья влияют и те, которые действовали в течение жизни человека. Например, это психический стресс, связанный с эмоциональными и интеллектуальными перегрузками или психологическими травмами, часто сочетаются со стрессом.

Стресс (напряжение) состояние напряжения в системе, на которую действуют раздражители, сила которых превышает адаптационные возможности. Этот термин предложил Г. Селье, который создал научную концепцию этого состояния. При действии стрессоров на психику возникает психическое или психоэмоциональный стресс. Исследуя животных, Селье установил, что при воздействии на организм различных повреждающее, т.е. чрезмерных по силе или продолжительности действия факторов (интоксикации, инфекции и т.п.) возникает одинаковая неспецифическая защитно-приспособительная реакция, названную общим адаптационным синдромом.

Состояние организма, в котором возник общий адаптационный синдром, Селье назвал стрессом.

При стрессе рефлекторно начинают действовать сложные нервные и гуморальные механизмы. Кора мозга посылает импульсы к ретикулярной формации и гипоталамуса, возбуждается симпатичный отдел нервной системы, а мозговой слойнадпочечников секретируют в кровь катехоламины. Под их влиянием в гипоталамусе увеличивается образование кортиколиберину, который стимулирует секрецию адренокортикотропного гормона, а он, в свою очередь, обеспечивает образование и выход глюкокортикоидов с коркового слоя надпочечников. Эти гормоны повышают резистентность организма к любым стресс-факторов (проявляются стадии тревоги, резистентности, истощения.

Целью, результатом психической перестройки является восприятие новой концепции жизни согласно новым условиям. После осмысления события, изменения взглядов во имя жизни в будущем, т.е. после перераспределения психического материала, стресс исчезает.

После восприятия новым условиям жизни имеют место следующие стадии психического стресса:

1.Игнорування психо-травмирующего фактора, попытка выйти из ситуации с минимальными затратами энергии. Этот тип реагирования свойствен всем людям, но доминирующим является для детей и инфантильных, демонстративных (истероидных) лиц, которым не присущи глубокие психологические переживания.

2.Збудження. Характеризуется хаотическим проявлением активности, направленной на ликвидацию психотравмирующей ситуации. Как доминантная, эта форма реагирования свойственна активным людям. Она всегда сопровождается регрессией возраста, поворотом в детские форм психических проявлений. Такие люди воспринимают только язык ребенка (требуется сенсорный контакт) и эмоции.

3.Стадиядепрессивного состояния. Депрессия связана с расходом энергии, поэтому по своей сути является реактивной. При этом имеет место интенсивная психическая работа по осознанию того, что случилось, поиск путей выхода из сложившейся ситуации. Такая форма реагирования является доминантным у людей меланхолично состава, помочь им можно сочувствием, пониманием и энергетическим резонансом.

4.Стадия концептуализации. Принятие решения, новой концепции дальнейшей работы, восприятие жизни. Лучшими концентуализаторамы есть люди философского склада.

Вышеупомянутая динамика адаптационной перестройки особенно отчетливо проявляется при острых психических стрессах, психологических травмах. При суммации не очень сильных психических перегрузок эта динамика является менее яркой. Если ситуация затягивается, то возникает хронический психический стресс, который проявляется признаками невроза эмоциональной неустойчивостью, плохим самочувствием, фрустрации, раздражительностью, появлением вегетативных расстройств.

Неврозце форма психической адаптации (с проявлением признаков дезадаптации) акцентуированных человека. Форма невроза не изменяется в течение всей жизни. Он возникает в случае нарушения важных для конкретного человека отношений между ней и окружающими, является попыткой решения проблемы теми путями, которые использовались в детстве.

Различают три основные формы неврозуневрастения, истерия, невроз навязчивыхсостояний.

Неврастения проявляется в психическом истощении, отрицательном эмоциональном фоне, уязвимости, плачи, чрезмерно отчетливой реакции пассивной защиты. При этой форме характерно ощущение бесперспективности в условиях над-ответственности.

Истерия характерна для инфантильных, истероидных людей со слабой психической адаптацией. ее проявления "мнимая смерть" или замирание и "стремительная буря", иногда возникают функциональные параличи и парезы, расстройства речи, потеря ощущения т.д.

Невроз навязчивых состояний появляется в астеников, меланхоликов. Характеризуется фобиями, повышенной тревожностью, которая приводит к повторению отдельных действий (для уверенности), вегетативных расстройств.

Комментарии к статье "Приобретенные в процессе жизни особенности психики. Учение о стресс, общий адаптационный синдром"
Добавить свой комментарий
*все поля должны быть заполнены
наслідки голодомору