Здоровье и его механизмы с позиции системного подхода

Каждая система имеет внешние и внутренние аспекты функционирования.

Внешним аспектом для человека окружающую среду, в которой она выполняет свои биологические и социальные функции.

Внутреннее состояние человека можно оценить по степени гармоничности системы, т.е. внутри-системного порядка. Этот порядок определяется информационным компонентом системы, для биологического уровня это генетический код, нейрогуморальных и иммунный комплекс, для психикиархетипна структурой и механизм сознания.

Наружные и внутренние функционирования системы обусловлен энергией, используемый системой для поддержания своей упорядоченности, проявления своих биологических и социальных функций. О связи енергетичности биосистемы и ее жизнеспособности писал еще в 1922 году В.И. Вернадский.

Предболезнь и болезнь характеризуются частичным нарушением внутреннего порядка, гармоничности системы, снижениемее функций. Полного хаоса в биосистемах никогда не бывает, потому что она погибнет раньше наступит полное разрушение ее упорядоченности.

Если рассматривать здоровье как внутренне-системный порядок, то как его оценить? Который аспектинформацийний, энергетический или пластичнийможе быть положен в основу такой оценки?

Если взять информационный компонент, то оценивать возможно по величине и соотношениями интегральных регуляторных параметров, соотношением различных физиологических показателей и т.д. Что же касается пластического аспекта, то он может быть положен в основу оценки формирование организма, но он инертен, ригидный и не способен быстро реагировать на изменения в динамике здоровья.

Точно состояние системы можно оценить по конечным результатом ее действия, на выходе. Именно на выходе системы проявляется энергия, которая действует на окружающую среду. Количество этой энергии коррелирует с жизнеспособностью, а она отражает индивидуальное здоровье. Кроме того, энергетический потенциал является интегральным показателем функции всей системы.

Исходя из этого здоровье можно определить следующим образом: "здо ровьяце гармония, внутренне-системный порядок, обеспечивающий такой уровень энергетического потенциала, который позволяет человеку хорошо себя чувствовать и оптимально выполнятьбиологические и социальные функции ".

Механизмы валеогенезу (или саногенеза), согласно современным представлениям, это автоматические механизмы самоорганизации человека, обеспечивающих формирование, сохранение и закрепление здоровья. Это гомеостатические, адаптационные, регенеративные и другие механизмы, реализуемые в здоровом или больном организме. В психологическом плане такие механизмы подвластны человеку.

Качество здоровье зависит от правильного формирования системы на ранних этапах жизни и поддержке, закрепление и восстановления здоровья в зрелом возрасте.

Механизмы саногенеза обеспечивают поддержку регуляторного, энергетического гомеостаза (динамического равновесия в самом организме.

Самоорганизация обеспечивает динамическую устойчивость организма, сохранение его в движении, в процессе обмена с окружающей средой как открытой системы. Саморегуляцияце прежде всего информационный аспект, а на уровне организмурегуляторний. Поэтому саногенетичного активность, лабильность и запас прочности саногенетичного механизмов можно оценить, изучая норму реакции под воздействием нагрузок. Чем больше запас функционирования этих механизмов (с последующим быстрым возвратом в исходное состояние) имеет человек, тем выше уровень его здоровья. Для оценки этих запасов можно использовать, например, функциональные пробы, введенные в спортивной медицине.

На соматическом уровне крупнейшие изученытакие механизмы саногенеза, как регенерация, физическая адаптация, компенсация. Известно, что в организме большинство функций многократно пидстраховано, поэтому невыполнение какой функции одной структурой может быть компенсировано усиленной работой других. Организации и регуляции компенсаторных процессов невозможно достичь на уровне структуры, которая способна выполнять эти функции, поэтому они связаны с наличием более высокого уровня организации.

На психическом уровне также известно ряд компенсаторных реакций, например, регрессия, позволяющая человеку относиться адекватно к окружающей среде.

Задача валеологазупиниты развитие патологического процесса на его ранних стадиях.

Регенерация, адаптация и компенсация обеспечивают индивидуальное здоровье основном за счет влияния на формообразующих процесс, восстанавливают форму тела, приспосабливают его к нагрузкам в физиологических условиях (адаптация) и во время болезни (компенсация).

Большое значение имеет энергетический потенциал организма, противодействует разрушению системы. В целостном организме человека соматические и психические механизмы саногенеза тесно связаны через перемещения информации и энергии, однако определяющим является психический уровень.

Так называемый зов жизни (Эрос за 3. Фрейду) мобилизует резервы системы, повышает ее устойчивость, способствует ее самоорганизации. Но вкаждого человека заложена и Саморазрушительное тенденция, с возрастом растет, это так называемый призыв смерти (Танатос за 3. Фрейду. От соотношения этих тенденций зависит здоровье, способность к самосохранению.

Очевидно, что механизмы здоровья постоянно действуют как в здоровом организме, так и в больном, они обеспечивают его выздоровление. их следует тренировать, стимулировать, создавать условия для их проявления.

Мы лишь тогда поймем, что такое здоровье, когда установим, что здоровье физического уровня является лишь составной частью здоровья всех других уровней (тел). Условно различают пять таких тел:

1.Физичне (соматическом).

2.Енергетичне (эфирное), включающая внутренние регулирующие системы, а также энергетическую систему (12 меридианов, чакры (энергетические центры организма.

3.Емоцийно - чувствительное тело.

4.Ментальне тело - тело ума.

5.Духовне тело - часть космического тела.

Зависимости от того, с каким телом сравнивает себя человек, сужаются или расширяются границы его здоровья, что возможно продемонстрировать на таких крайних прикладахатлет, ученый и аскет.

Первый (атлет) с хорошей физической формой, постоянно совершенствует свое физическое состояние, много времени проводит на свежем воздухе, но и частоиспытывает потребность в духовном и интеллектуальном.

Второй (ученый) много времени уделяет своему интеллектуальному совершенствованию, но недостаточно развивается в физическом плане.

Третий (аскет) большую часть жизни проводит в медитации. Он вообще отказывается от тела, забывает, что это емкость для психического и духовного.

Однако чаще встречаются люди, сочетающие в себе в определенной пропорции качества этих трех тел. Однако следует помнить о том, что истинная цилиснистьце не простая совокупность, качество целого всегда больше суммы качеств его частей, это составляет гармонию. Поэтому здоровьяце состояние целостности и гармоничного развития в условиях приспособления каждой части к другим, благодаря чему все они наиболее эффективно работают в интересах целого (организма).

Каждая хворобапорушення законов жизнедеятельности организма, законов природы (по Г. Шелтоном. Человек, живущий по законам Природы и Космоса, не подвластная болезни ни на физическом уровне, ни на психическом. Она живет в гармонии с окружающей средой и своим внутренним духовным "Я".

Именно поэтому первый принцип валеологии есть понимание, что здоровье физического тела зависит от энергетической, эмоциональной, интеллектуальной и духовной сферчеловека.

Второй принцип валеологии человек является здоровым, если она цельная и гармоничная с Природой и Космосом, живет в соответствии со своими духовными задачами.

Болезнь не является какой заразой, проникающего извне, чем обособленным от человека. Ведь мы ежедневно вступаем в контакт с большим количеством возбудителей болезней и не болеем, пока не станем восприимчивыми к болезни. Например, каждый человек является носителем вируса герпеса от рождения, но вирулентным он становится лишь при снижении иммунитета, при значительном дисбалансе в организме человека.

Как сказал о болезни английский врач Эдвард Бах (18861936), "болезнь не ярость и не кара, а только корректив и инструмент, которым наша душа пользуется, чтобы указать нам на наши ошибки, чтобы удержать нас от заблуждения, чтобы помешать нам причинить себе еще больше вреда, вернуть нас на путь истины ". Хворобаце средство, которым тело исцеляет себя (повышенная температура, кашель, понос и другие реакции, которые освобождают организм от всякой "заразы".

Итак, третий принцип валеологии учит новому отношению к болезни. Болезнь не является большим злом,которое необходимо немедленно искоренить любым образом, болезнь является сигналом к трансформации, указанием вернуть в нужном направлении.

Четвертый принцип валеологии здоровье, не просто отсутствие болезни, а внутренняя жизненная динамическая сила, противостоящая болезни.

Валеология не сводит человека лишь к соматического, материального тела, имеющего непременно заболеть и умереть (согласно второму закону термодинамики), а рассматривает ее как сосуд, наполненный вечной энергией жизни, которая владеет собственной телесной сознанием, способна противостоять силой Духа любом распада.

Пятый принцип валеологии действительное здоровье достижимо для каждого. Это лишь результат знания и веры, ответственности и целеустремленности. Человек может быть здоровым настолько, насколько считает это для себя возможным.

Абсолютное здоровье отличается от хорошего не по определенному показателю. Оно предусматривает полное изменение, что в перспективе позволяет избежать болезней, быть активным, иметь высокий уровень адаптированности к изменениям во внешней среде.

Комментарии к статье "Здоровье и его механизмы с позиции системного подхода"
Добавить свой комментарий
*все поля должны быть заполнены
губернії підросійської україни