Понятие о психическом здоровье. Критерии и факторы, определяющие псих. здоровье. Понятие о стрессе, как об общем адаптационном синдроме (учение о стрессе Г. Селье)
Психическое здоровье – гармоничное развитие психики человека в соответствии с его возрастом.
Основные критерии для оценки психического здоровья.
· Степень развития интеллекта;
· Способность контролировать свои эмоции и поведение в различных ситуациях;
· Способность справляться со стрессом.
Факторы психического здоровья
§ Наследственность;
§ Опыт, приобретённый в процессе воспитания;
По наследству передаётся подвижность нервных импульсов в коре головного мозга, которые определяют тип нервной деятельности (темперамент).
4 типа темперамента:
Холерик – сильно подвижный тип, низко уравновешен, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, хорошая кратковременная память. НЕДОСТАТОК – редко доводит дело до конца.
Сангвиник – сильный тип, уравновешанный, хорошая память, способны выполнять несколько дел одновременно и доводят их до конца.
Меланхолик – процесс торможения и возбуждения уравновешены, но протекают медленно, плохая память, медленные смены настроения, слабо неуравновешенные.
Флегматик – сильно не уравновешенные, процесс торможения преобладает над возбуждением, хорошая память.
Патологические формы воспитания:
1. тип эмоционального отвержения – родители заставляют испытывать ребёнка чувство вины, преувеличивая его недостатки (тип ЗОЛУШКИ);
2. гипер-опека – проявляется в гипер (чересчур) заботе о ребёнке, что препятствует возможности принимать собственные самостоятельные решения;
3. воспитание по типу повышения моральной ответственности - родители требуют от ребёнка, чтобы он осуществлял их мечты, которые они не могли осуществить;
4. противоречивое воспитание – родители по разному относятся к ребёнку, они переносят на него свои проблемы, предъявляя к нему свои требования (ИДИ СЮДА – СТОЙ НА МЕСТЕ);
5. смена образов воспитания – возникают при распаде семьи или тяжёлой болезни одного из них;
6. физическое насилие – обращение с ребёнком, которое не носит воспитательный характер.
Термин «Стресс» был сформирован в 1926г. канадским учёным Гансом Селье, который дал следущее определение этому понятию:
СТРЕСС – врождённая защитная реакция организма на существующие внешнее раздражение.
Виды стресса
1. Эустресс – положительный стресс, протекает без потерь для организма (мобилизация сил при выполнении важного задания – замужество).
2. Дистресс – чрезмерный стресс, протекает с потерями для организма.
Факторы вызывающие стресс:
1. физические: резкое колебание температур, перепады давления, радиация, высокая концентрация углекислого газа в воздухе;
2. эмоциональные: страх, усталость, бессилие (отсутствие контроля над событиями), изоляция, возросший темп жизни, избыток или дефицит информации;
3. теологические: заболевания, травмы, черты характера – обидчивость, мнительность, чувство неполноценности, низкая самооценка;
4. временные: факторы прошлого – выступают как стресс: накопленные обиды, ошибки, неудачи. Факторы настоящего – настроение, проблемы. Факторы будущего – сессия, предстоящий развод.
При действии на человека повреждающих факторов, в его организме развиваются повреждения и включаются защитно-приспособительные механизмы, поддерживающие гомеостаз внутренней среды. Эти механизмы включаются на воздействие различных повреждающих факторов, т. е. они не специфичны. Положения о стрессе, как о общем адаптационном синдроме разработаны Г. Селье. Им выделены следующие группы повреждающих факторов - физические (холод, жара), биологические (вирусы, бактерии), химические (яды, кислоты, щелочи), механические (травмы, психоэмоциональное перенапряжение). Все они вызывают, как селективные эффекты, так и общие реакции неблагоприятного, так и компенсаторно-приспособительного плана. Эта совокупность изменений и называется общим адаптационном синдромом. Существуют следующие стадии развития стресса: тревога, резистентность и истощение.
1. Стадия тревоги характеризуется уменьшением размеров тимуса, селезенки и лимфоузлов, а также их функций. Это происходит из-за большой концентрации глюкокортикоидов (адреналина и норадреналина).
2. Стадия резистентности - стадия повышенной устойчивости стресса. В
это время повышается артериальное давление, усиливается обмен углеводов,
учащается и углубляется дыхание. При повышении устойчивости происходит
увеличение количества нейтрофилов, гемоглобина, повышается температура
тела. Активизируется распад белков, система Т и В лимфоцитов.
3. Стадия истощения. Она развивается, если на человека воздействует
очень сильный повреждающий фактор или же длительность воздействия фактора умеренной силы очень велика. Она характеризуется торможением ЦНС,
истощением лифмоидных органов.
Следствием является развитие болезни адаптации и различных инфекционных и не заразных болезней, которые могут закончиться смертью.
Признаки стрессовых состояний:
1). ФИЗИЧЕСКИЕ: бессонница, беспричинные боли, головокружение, потеря аппетита, сонливость, чувство голода.
2). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ: беспокойство, гнев, невозможность сосредоточиться, плохое настроение, раздражительность.
3). ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ: кусание ногтей, злоупотребление алкоголем, курение, нервный смех.
Методы профилактики стрессовых состояний:
ü Не бояться говорить о своих проблемах;
ü Разделять домашние обязанности;
ü Быть скромным – осознавать свои возможности;
ü Планировать деля с учётом сил;
ü Физические упражнения и гидропроцедуры;
ü Полноценный сон.