Автомобильная травма
В связи с постоянным ростом автомобильных происшествий в последние годы увеличилось не только число погибших и пострадавших, но и количество судебно-медицинских экспертиз. В настоящее время по поводу автомобильной травмы производится около 15% от общего числа экспертиз живых лиц и до 20% от общего количества вскрытий трупов в связи с насильственной смертью.
Под автомобильной травмой необходимо понимать повреждения или комплекс повреждений, причиняемых человеку наружными или внутренними частями движущегося автомобиля, а также повреждения, возникающие при соударении тела с дорожным покрытием при выпадении из автомобиля.
Классификация автомобильной травмы (А. А. Матышев, А. А. Солохин, С. И. Христофоров, В. А. Сафронов, 1968г.)
Виды автомобильной травмы:
1 — травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (пешеходом);
2 — травма от переезда тела (пешехода) колесом автомобиля;
3 — травма от выпадения человека (водителя, пассажира) из движущегося автомобиля;
4 — травма водителя и пассажира внутри автомобиля от воздействия внутренних его частей;
5 — травма от придавливания человека (пешехода) между частями движущегося автомобиля и другими преградами;
6 — комбинированные виды травмы. В основу этой классификации положены условия происхождения повреждений и категории участников происшествия.
Все повреждения, образующиеся при разных видах автомобильной травмы, в зависимости от их диагностической ценности условно принято делить на: специфические, характерные и нехарактерные для автомобильной травмы.
К специфическим относятся контактные повреждения, образующиеся в месте соприкосновения частей автомобиля с телом. В таких повреждениях отображаются форма, рисунок, а иногда и размеры, полностью или частично, определенных частей автомобиля. Это дает возможность сопоставить их с поверхностью исследуемой части или детали автомобиля, чтобы установить их сходство. Специфичность повреждений состоит в том, что они образуются только при одном конкретном виде автомобильной травмы и не наблюдаются при других автомобильных и неавтомобильных травмах.
К характерным относятся такие повреждения, механизм образования которых соответствует механизму и фазам определенного вида автомобильной травмы, когда они образуются в совокупности со специфическими и другими характерными повреждениями.
К нехарактерным относятся все остальные повреждения, не имеющие признаков, описанных в двух предыдущих группах.