Профилактика заболеваний и роль педагогов в укреплении здоровья школьников
В современном обществе сложность достижения основных целей здравоохранения обусловлена процессами перестройки технологий в промышленности и сельском хозяйстве, автоматизацией и интенсификацией труда, применением новых источников энергии, химических веществ, что отражается на изменении патологии населения, возникновении тяжелых заболеваний.
Все это ставит перед здравоохранением и медицинской наукой сложные задачи, прежде всего разработки комплекса мер общественной и индивидуальной профилактики. Научными исследованиями доказана экономическая эффективность профилактических мер, направленных на предупреждение возникновения заболеваний и защиту населения от влияния отрицательных факторов измененной окружающей среды.
Гигиена (греч. Hygieinos — здоровье) является наукой о здоровье населения. Это одна из древних наук. О развитии гигиены в античном мире свидетельствуют трактаты Гиппократа «О воздухе, воде и почве» и особенно «О здоровом образе жизни». Современная гигиеническая наука изучает влияние разнообразных факторов окружающей среды, учебной и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни.
Она включает ряд самостоятельных дисциплин, в том числе школьную гигиену (так называлась гигиена детей и подростков). Данный раздел гигиены изучает взаимодействие растущего организма и факторов окружающей среды с целью разработки гигиенических нормативов, направленных на охрану и укрепление здоровья подрастающего поколения. Одной из задач школьной гигиены является гигиеническая сертификация объема и содержания учебно-воспитательных программ образовательных учреждений, оценка функционального состояния организма учащихся в зависимости от объема недельной учебной нагрузки, режима обучения, использования новых методов преподавания.
Основоположником отечественной школьной гигиены является Ф. Ф. Эрисман (1842— 1915 гг.). По происхождению он швейцарец. Окончил медицинский факультет Цюрихского университета (1865) и вскоре переехал в Россию. Будучи окулистом, он провел обследование зрения у учащихся петербургских гимназий и сделал вывод о влиянии школьного оборудования и освещения на возникновение близорукости. Эти исследования побудили молодого врача стать гигиенистом, провести ряд экспериментов по обоснованию размеров классной комнаты, уровня искусственного и естественного освещения на рабочем месте. Знаменитая «парта Эрисмана» до сих пор считается одной из лучших при оборудовании начальных классов общеобразовательных школ.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 — 30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что школа здоровья детям не прибавляет, а даже наоборот. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков — проблема комплексная, и сводить все аспекты ее только к школе было бы неправильно. Но в тоже время анализ структуры заболеваемости школьников убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет частота встречаемости таких заболеваний, как болезни дыхательных путей, патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевания глаз, пограничные нервно-психические расстройства.
Каковы же причины такого негативного влияния школьного обучения на состояние здоровья детей и подростков? Довольно часто из бесед с учителями, директорами школ, завучами, работниками органов управления народным образованием можно услышать мнение, что все недостатки наших школ (связанные с отрицательным воздействием на здоровье детей) носят объективный характер. Во многом такие высказывания справедливы. Действительно, не хватает удобной мебели, трудно создать оптимальный воздушно-тепловой и световой режимы, зачастую невозможно составить расписание уроков, отвечающее требованиям возрастной физиологии и школьной гигиены, очень скудное, если не сказать большего, школьное финансирование. Однако следует отметить, что довольно часто причины ухудшения здоровья детей в процессе их пребывания в школе носят не объективный, а субъективный характер, т. е. связаны или с неправильными действиями учителей, или, что чаще, с их бездействием при решении задач охраны здоровья школьников и профилактики заболеваний.
Что же следует понимать под термином «профилактика»?
Профилактика — это система мер (коллективных и индивидуальных), направленных на предупреждение или устранение причин, вызывающих заболевание, различающихся по своей природе.
Одним из важнейших направлений в медицине, начиная со времен Гиппократа (около 460-370 до н. э.), Авиценны - (Абу Али ибн Сина, около 980-1037), является профилактика заболеваний. В переводе с греческого профилактика означает предупреждение тех или иных заболеваний, сохранение здоровья и продление жизни человека.
Профилактика - это система мер (коллективных или индивидуальных), направленных на предупреждение или устранение причин, вызывающих заболевание.
Идеи профилактики заболеваний наряду с диагностикой и лечением, как составных частей медицинской науки, зародились в глубокой древности и заключались обычно в соблюдении правил личной гигиены, здорового образа жизни. Постепенно складывалось представление о первостепенной значимости профилактических мер. В период античности в произведениях Гиппократа и других выдающихся медиков говорилось о том, что легче болезнь предупредить, чем вылечить. Впоследствии это положение разделяли многие врачи, в том числе и русские медики XVIII - XIX вв.
В XIX в., когда были раскрыты причины массовых инфекционных и других заболеваний, возникла потребность в развитии общественного здравоохранения (социальной медицины) и профилактика стала главной проблемой общественного здравоохранения.
С 1917г. профилактическое направление социальной политики отечественного здравоохранения является ведущим, именно в этом состояло главное достоинство системы отечественного здравоохранения, что неоднократно признавалось медиками других стран.
В последние годы профилактика приобретает огромное значение и особое звучание в связи с тем, что лечение болезни - это очень дорогое «удовольствие» и предупредить заболевание, сделать все, чтобы сохранить здоровье человека на многие годы, легче, проще и надежнее, чем вылечить болезнь.
В последние десятилетия в мире появились ранее неизвестные заболевания. Такие, например, как ВИЧ-инфекция, вирус бешенства коров, птичий грипп, хламидиоз; инфекционный гепатит и многие другие. Вернулись и старые болезни. Например, туберкулез, о котором в недавнем прошлом стали забывать, сибирская язва и др.
В настоящее время различают первичную, вторичную и третичную профилактику заболеваний.
Первичная профилактика — это система мероприятий, направленная на устранение причин возникновения болезней. Первичная профилактика призвана предупредить возникновение заболеваний Задача первичной профилактики — улучшение состояния здоровья детей и взрослых на протяжении всего жизненного цикла. Базой первичной профилактики является опыт формирования средств профилактики, рекомендации по здоровому I образу жизни, народные традиции и обряды поддержания здоровья, соблюдение гигиенических норм и правил. Для школьного учителя — это в первую очередь выполнение всех норм и правил школьной гигиены, которые регламентированы гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений: Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.2.-1178-03). Мероприятия по повышению специфической и неспецифической резистентности организма детей также относятся к системе мер первичной профилактики. Это и система закаливания, и календарь профилактических прививок.
Вторичная профилактика — это система мероприятий, направленная на предупреждение прогрессирование имеющегося заболевания, на раннее выявление доклинических признаков заболеваний (на стадии предболезни), показателей наследственной предрасположенности людей, выявление факторов риска заболеваний и прогнозирование риска, а также своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий с целью предупреждения развития болезни. Роль учителя на этом этапе заключается в активном участии в проведении ежегодных медицинских осмотров школьников и выполнении рекомендаций медицинской комиссии.
Третичная профилактика — это предупреждение рецидивов заболеваний у больных в общепопуляционном плане. Основная задача этого вида профилактики — предупреждение инвалидности и реабилитация больных детей и взрослых.
Акцент должен делаться на первичной профилактике, т. е. формировании установки на здоровый образ жизни, так как предупредить заболевание значительно легче, чем вылечить.
Выделяют также профилактику индивидуальную (личную) и общественную, т. е. действия индивидуума и общества для профилактики заболевания.
Мерами первичной и вторичной профилактики являются медицинские, гигиенические, социальные, социально-экономические и др.
Средствами медицинской профилактики являются пропаганда здорового образа жизни, диспансеризация и т. д. Одними из главных являются гигиеническое воспитание и санитарное просвещение.
Основным направлением развития профилактической политики отечественного здравоохранения является разработка и выполнение многочисленных программ по профилактике, в том числе и программы ВОЗ «Здоровье для всех к 2000 году». Приоритетными из них должны стать программы формирования здорового образа жизни. Главными в профилактике являются участковые (семейные) врачи, медицинские сестры, учителя, работники детских дошкольных учреждений, сотрудники средств массовой информации (СМИ). Именно с ними должны контактировать социальные работники в плане профилактики заболеваний.
Педагогическое воздействие на личность другого человека — вот главный механизм, с помощью которого учитель может изменить ситуацию со здоровьем населения России: быть самому здоровым, быть пропагандистом здорового образа жизни, знать и уметь какими методами, секретами можно продлить свое благосостояние, как преодолеть профессиональные и бытовые трудности и вести активный образ жизни.
В России асоциальное поведение является причиной смерти почти каждого третьего россиянина. Психическая травма, вызывающая патологический стресс, нередко провоцирует инфаркт и инсульт. Лучшей первичной профилактикой психических травм и здоровья в целом является воспитание интеллигентного человека. И в этом деле роль учителя неоспорима.
Роль учителя усматривается и в других направлениях: учитель может эффективно повлиять на уменьшение смерти даже той, в основе которой лежит не только асоциальное поведение. Известно, что сердечно-сосудистым заболеваниям предшествует атеросклероз, который на 50% обусловлен неправильным пищевым поведением. Обучение школьников основам рационального и диетического питания — путь к снижению сердечно-сосудистых заболеваний.