Нормативно-правовая база охраны здоровья населения России

Правовое регулирование взаимоотношений человека и общества во все времена не могло обойти сферу охра­ны здоровья граждан и медицинскую деятельность. Од­нако право на охрану здоровья и доступную медицин­скую помощь лишь сравнительно недавно стало предус­матриваться в законодательстве различных стран. В 1948 году это право было декларировано в международном масштабе во Всеобщей декларации прав человека.

Несмотря на очевидную значимость в жизни совре­менного общества правового регулирования охраны здоровья граждан, в Российской Федерации законода­тельное обеспечение прав человека на здоровье до 1990 года было весьма ограниченным и исчерпывалось «Основами законодательства СССР и союзных рес­публик о здравоохранении» (1961г.) и законом РСФСР «О здравоохранении» (1971г.), принятый в соответст­вии с вышеуказанными основами.

С 1990 года в России начались радикальные преоб­разования государства и общества, которые не могли не затронуть здравоохранение. Основные направ­ления правового регулирования в области охраны здоро­вья:

надзорные законы, обеспечивающие безопасные условия жизни;

законы, обеспечивающие профилактику заболева­ний и здоровый образ жизни;

права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;

ответственность за правонарушения в области ох­раны здоровья граждан;

организация деятельности системы здравоохране­ния;

регулирование профессиональной медицинской и фармацевтической деятельности;

финансирование здравоохранения, налоги, тамо­женные пошлины и льготы;

специальные законы по актуальным разделам ме­дицины и конкретным заболеваниям.

К сожалению, правовое регулирование основных ви­дов медицинской деятельности мало известно специали­стам и врачам. Что же касается рядовых пациентов, то они осведомлены еще меньше и еще хуже ориентиру­ются в вопросах медицинского права. Поэтому необхо­димо, чтобы будущие педагоги были ознакомлены с ос­новами законодательства в вопросах здравоохранения.

Главным законодательным документом страны яв­ляется Конституция Российской Федерации 1993 го­да, статья 41 которой гласит:

Каждый имеет право на охрану здоровья и меди­цинскую помощь. Медицинская помощь в государ­ственных и муниципальных учреждениях здраво­охранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджете, страхо­вых взносов, других поступлений.

В Российской Федерации финансируются феде­ральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию госу­дарственной, муниципальной, частной систем здра­воохранения, поощряется деятельность, способст­вующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоя­тельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответ­ствии с федеральным законом.

Основой реформы правовой системы здравоохра­нения являются законы:

- «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» № 1499-1 от 28 ию­ня 1991г. с изменениями и дополнениями от 1993, 1994г.;

- «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22 июля 1993 года с изменениями и дополнениями от 1993, 1998, 1999 и 2000г. г.;

- «О санитарно-эпиде­миологическом благополучии населения № 52-ФЗ от 30 марта 1999г.

«Основы законодательства Российской Федерации об ох­ране здоровья граждан» № 5487-1 от 22 июля 1993 года с изменениями и дополнениями от 1993,1998, 1999 и 2000гг. (извлечения)

Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социально­го, культурного, научного, медицинского, противоэпиде­мического и санитарно-гигиенического характера, на­правленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержа­ния его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья в соответ­ствии с Конституцией РФ и иными законодательными актами.

Право граждан на информацию о факторах, влияю­щих на здоровье. Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая инфор­мацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствия санитар­ным нормам и правилам, о других факторах (Извлече­ния из статьи 19).

Право граждан на медико-социальную помощь. При заболевании, утрате трудоспособности и в иных слу­чаях граждане имеют право на медико-социальную по­мощь, которая включает профилактическую, лечебно-диа­гностическую, реабилитационную, протезно-ортопедичес­кую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и ин­валидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Граждане имеют право на бесплатную ме­дицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения. Гарантированный объем меди­цинской помощи предоставляется гражданам в соответст­вии с программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Гражда­не имеют право на дополнительные медицинские и другие услуги на основе программ добровольного медицинского страхования.

Граждане имеют право на медицинскую экс­пертизу, в том числе независимую, которая производится по их личному заявлению в специализированных учрежде­ниях в соответствии со статьей 53 настоящих Основ....

Де­ти, подростки, учащиеся, занимающиеся физической куль­турой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.

Работающие граждане имеют право на пособие при каран­тине в случае отстранения их от работы санитарно-эпиде­миологической службой вследствие заразного заболева­ния лиц, окружавших их. Если карантину подлежат несо­вершеннолетние, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи.

Работающие граждане в случае болезни имеют право на три дня неоплачиваемого отпуска в течение года, который предоставляется по личному заявлению гражданина без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания (извлечения из статьи 20).

Права семьи. Каждый гражданин имеет право по ме­дицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально-значи­мых заболеваний и заболеваний, представляющих опас­ность для окружающих, ... медико-генетические консуль­тации с целью предупреждения возможных наследствен­ных заболеваний у потомства. Семья имеет право на выбор семейного врача. Семьи, имеющие детей (в первую очередь неполные, воспитывающие детей-инвалидов и де­тей, оставшихся без попечения родителей), имеют право на льготы в области охраны здоровья граждан, установ­ленные законодательством. Одному из родителей или ино­му члену семьи по усмотрению родителей предоставляет­ся право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка с выда­чей листка нетрудоспособности. Пособие при карантине, по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет выплачивается одному из родителей или иному члену семьи за весь период карантина, амбулаторного лечения или сов­местного пребывания с ребенком в больничном учрежде­нии, а пособие по уходу за больным ребенком в возрасте старше семи лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока. (Извлечения из статьи 22).

Права несовершеннолетних. В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на: диспан­серное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах; медико-социальную домощь и питание на льготных условиях за счет средств бюджетов всех уров­ней; санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим осо­бенностям и состоянию здоровья и исключающих воз­действие на них неблагоприятных факторов; бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной при­годности; получение необходимой информации о состоя­нии здоровья в доступной для них форме.

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него.

Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов, а так­же за счет средств родителей или лиц, их заменяющих. (Извлечения из статьи 24).

Права пациента (Статья 30). При обращении за меди­цинской помощью и ее получении пациент имеет право на: 1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; 2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; 3) обследо­вание и лечение в условиях, соответствующих санитар­но-гигиеническим требованиям; 4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалис­тов; 5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными спо­собами и средствами; 6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоя­нии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении; 7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство; 8) отказ от медицинского вмешательства; 9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья; 10) получение медицинских и других ус­луг в рамках программы добровольного медицинского страхования; 11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи; 12) до­пуск к нему адвоката для защиты его прав; 13) допуск к нему священнослужителя.

В случае нарушения прав пациента он может обра­щаться с жалобами непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская по­мощь, в соответствующие профессиональные медицин­ские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья. Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о со­стоянии своего здоровья, включая сведения о результа­тах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риском, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. В случае не­благоприятного прогноза развития заболевания инфор­мация должна сообщаться в деликатной форме гражда­нину и членам его семьи, если гражданин не запретил со­общать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.

Гражданин имеет право непосредственно заниматься с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов.

Информация, содержащаяся в медицинских доку­ментах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным статьей 61 настоящих Основ. (Извлечения из статьи 31).

Согласие на медицинское вмешательство. Необхо­димым предварительным условием медицинского вме­шательства является информированное добровольное согласие гражданина. В случаях, когда состояние граж­данина не позволяет ему выразить свою волю, а меди­цинское вмешательство неотложно, вопрос о его прове­дении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум — непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлени­ем должностных лиц лечебно-профилактического уч­реждения.

Согласие на медицинское вмешательство в отноше­нии лиц, не достигших возраста 15 лет, дают их родители или законные представители. (Извлечения из статьи 32).

Отказ от медицинского вмешательства. Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотрен­ных статьей 34 настоящих Основ. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным пред­ставителем, а также медицинским работником. (Извлече­ния из статьи 33).

Раздел VIII настоящих Основ посвящен гарантиям осуществления медико-социальной помощи гражданам.

Первичная медико-санитарная помощь. Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступ­ным и бесплатным для каждого гражданина видом меди­цинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных заболеваний, а также травм, отравле­ний и других неотложных состояний; проведение сани­тарно-гигиенических и противоэпидемических меропри­ятий, медицинской профилактики важнейших заболева­ний: санитарно-гигиеническое образование; проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства.... Объем первичной медико-санитарной помощи устанав­ливается местной администрацией в соответствии с тер­риториальными программами обязательного медицин­ского страхования. (Извлечения из статьи 38).

Врачебная тайна. Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья граждан, ди­агнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

Предоставление сведений, составляющих врачеб­ную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: 1) в целях обследования и ле­чения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; 2) при угрозе распространения ин­фекционных заболеваний, массовых отравлений и пора­жений; 3) по запросу органов дознания и следствия, про­курора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; 4) в случае оказания помо­щи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для ин­формирования его родителей или законных представите­лей; 5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий. (Извлечения из статьи 61).

Основания возмещения вреда, причиненного здоро­вью граждан. В случаях причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленных законодатель­ством РФ Вред, причиненный здоровью граждан в ре­зультате загрязнения окружающей природной среды, возмещается государством, юридическим или физичес­ким лицом, причинившим вред, в порядке, установлен­ном законодательством РФ. (Извлечения из статьи 66).

Право граждан на обжалование действий государст­венных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья (статья 69). Действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан, определенные настоящими Основами, в области охраны здоровья, могут быть обжалованы в вышестоящие государственные орга­ны, вышестоящим должностным лицам или в суд в соот­ветствии с действующим законодательством.

Организационные принципы работы Российской системы здравоохранения сформированы по трем направлениям: лечебно-про­филактическое, охрана материнства и детства, сани­тарно-эпидемиологическое.

Комментарии к статье "Нормативно-правовая база охраны здоровья населения России"
Добавить свой комментарий
*все поля должны быть заполнены
на які сили спирався скоропадський