Организация системы здравоохранения России

В основе лежит Федеральный закон «О медицинском страховании граж­дан в Российской Федерации» № 1499-1 от 28 июня 1991г. с дополнениями и изменениями от 1993 года.

В 1990-х годах возросла роль региональных органов управления здравоохранением. Стала формироваться сеть негосударственных, в т. ч. частных медицинских учреждений. Поиск направлений реформирования си­стемы здравоохранения нацелен, в первую очередь, на сохранение и оптимизацию существующей систе­мы организации медицинской помощи, основанной на принципах бесплатности и общедоступности, законо­дательно гарантированных объемов и качества меди­цинской помощи населению. Это привело к решению о необходимости введения медицинского страхования населения. Была ликвидирована система финансиро­вания здравоохранения централизованного типа, рас­считанная на койку, врачебную должность.

С 1991 года создана единая государственная система, при которой обязательное медицинское страхование (ОМС) является видом всеобщего социального страхова­ния. Социальные гарантии и финансовую устойчивость ОМС обеспечивают структуры, действующие на неком­мерческой основе.

Для ре­ализации государственной политики в области ОМС со­зданы федеральный и территориальные фонды ОМС, предназначенные для накопления финансовых средств. Финансовые средства государственной системы ОМС формируются за счет отчислений страхователей (организации, государственная и территориальная исполнительная власть) в страховые фонды. Страховой тариф взносов на ОМС определяется федеральными органами законодательной власти по представлению Правительст­ва РФ.

Страхователями неработающих, детей, уча­щейся молодежи, инвалидов, пенсионеров выступают органы государственного управления и местная админи­страция соответствующей территории с учетом территориальных программ ОМС в пределах средств на здравоохранение, предусмотренных в соответствующих бюджетах.

Страхователями работающих являются администрация соответствующих пред­приятий, предпринимательских структур.

Медицинское страхование является формой соци­альной защиты интересов населения в охране здоровья. В основе медицинского страхования лежит принцип вне­сения регулярных взносов потенциальными потребителями медицинских услуг в счет будущих возможных рас­ходов. Цель медицинского страхования заключается в осуществлении гарантий гражданам при возникнове­нии страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профи­лактических мероприятий (извлечения из статьи 1).

Основные организационно-экономические и правовые принципы ОМС:

Всеобщий и обязательный характер. Все граждане РФ независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня личного дохода имеют право на бесплатное получение медицинских услуг, включен­ных в государственную программу ОМС. Нормы, касаю­щиеся ОМС, распространяются на всех работающих взрослых граждан с момента заключения с ними трудо­вого соглашения, а также на детей и пенсионеров.

Государственный характер гарантии бесплатной медицинской помощи. Средства ОМС находятся в госу­дарственной собственности РФ. Для реализации государ­ственной политики в области ОМС созданы федеральный и территориальные фонды ОМС как самостоятельные не­коммерческие финансово-кредитные учреждения.

Общественная солидарность и социальная спра­ведливость. Все граждане имеют равные права на получе­ние медицинской помощи за счет средств ОМС. Востребование финансовых ресурсов осуще­ствляется лишь при обращении за медицинской помо­щью. Перечень и объем предоставляемых услуг не зави­сят от абсолютного размера взносов на ОМС. Граждане с различным уровнем дохода, и, соответственно, с различ­ным объемом начислений на заработную плату имеют равные права на получение медицинских услуг, входящих в программу обязательного медицинского страхования (принцип общественной солидарности «Богатый платит за бедного, молодой за старого, здоровый за больного»).

Субъекты медицинского страхования (извлечения из статьи 2):

граждане;

страхователи (для неработающего населения — госу­дарство в лице местных органов исполнительной вла­сти; для работающего — предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и хозяйственно-правового статуса в размере 3,6% от фонда оплаты труда);

федеральный и территориальные фонды ОМС (спе­циализированные некоммерческие финансово-кре­дитные учреждения, реализующие государственную политику в области ОМС);

страховые медицинские организации, имеющие ли­цензию на право деятельности по ОМС;

медицинские учреждения, имеющие лицензию на право оказания медицинской помощи, включенной в программу ОМС.

Страховой медицинский полис. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор само­стоятельно, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного. (Извлечения из статьи 5).

Права граждан РФ в системе медицинского страхо­вания. Граждане РФ имеют право на: обязательное и до­бровольное медицинское страхование; выбор медицин­ской страховой организации; выбор медицинского уч­реждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхова­ния; получение медицинской помощи на всей террито­рии РФ, в том числе за пределами постоянного места жи­тельства; предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования; воз­вратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условия­ми договора. (Извлечения из статьи 6).

Программа государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью (утверждается постановлением администрации территории). Программа государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью определяет виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно. Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального, областного, местных бюд­жетов, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений.

В качестве примера использована Программа госу­дарственных гарантий обеспечения жителей Псковской области.

Перечень видов медицинской помощи:

A. Скорая медицинская помощь при состояниях, угро­жающих жизни или здоровью гражданина или окружаю­щих его лиц, вызванных внезапным заболеванием, обост­рением хронического заболевания, несчастным случаем, отравлением, осложнением беременности, травмой и пр.;

Б. Амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерное наблюдение за больными с хроническими заболеваниями и здоровыми детьми), диагностике и ле­чению заболеваний как в поликлинике, так и на дому;

B. Стационарная помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосу­точного медицинского наблюдения и изоляции по эпиде­миологическим показаниям; при патологии беременнос­ти, родах и абортах; при плановой госпитализации с це­лью проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в том числе в детских и специализированных санаториях.

При оказании скорой медицинской и стационарной помощи осуществляется бесплатное лекарственное обес­печение в соответствии с «Перечнем жизненно необхо­димых и важнейших лекарственных средств, изделий ме­дицинского назначения и расходных материалов». Подробный перечень заболеваний, мероприятий и медицинских услуг, а также жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, расходных мате­риалов, предоставляемых бесплатно, приводится в при­ложениях к Программе.

Комментарии к статье "Организация системы здравоохранения России"
Добавить свой комментарий
*все поля должны быть заполнены
конституція незалежної україни