Компоненты эмоционального благополучия

Эмоционально благополучными и рождаются, и становятся в процессе всей жизни. Психолог Э. Эриксон выделил четыре усло­вия, обеспечивающие эмоциональное благополучие: хорошо раз­витое чувство индивидуальности; умение общаться; умение созда­вать близкие отношения; умение проявлять активность.

Развитие и становление чувства индивидуально­сти происходит к юношескому возрасту (с 12 лет – «с кем поведешься», «ум» становится взрослым к 20 годам). Однако у многих людей становле­ние индивидуальности идет всю жизнь. Процесс ощущения са­мого себя (самопознание) изменяется по мере роста и взросле­ния. Индивидуальность человека включает в себя целый комплекс элементов: возраст, пол, этническая принадлежность, вероиспо­ведание, профессия, способности, увлечения, взаимоотношения с другими людьми, особенности осознания себя как личности.

Эмоциональное благополучие накладывает отпечаток на уме­ние общаться с другими людьми. В процессе общения принимают участие два и более человека. Для достижения позитивного результата важно, чтобы партнеры обладали двумя качествами: умением ясно, прямо и доходчиво выражать свои мысли и чувства и умением понимать мысли и чув­ства противоположной стороны. Умение говорить и умение слу­шать имеют важное значение, так как определяют качество взаи­моотношений.

Важным показателем эмоционального благополучия является умение созда­вать близкие отношения с другими людьми (доверительных, душевных), меж­ду супругами, друзьями, родственниками, соседями, коллегами по работе. Близкие отношения базируются на симпатии, дружбе и любви между людьми. Они интегрируют (объединяют) в себе эмо­циональные, интеллектуальные, социальные и духовные чувства. Психически здоровые люди дружелюбно относятся к окружающим, они отзывчивы и доброжелательны и вправе рассчитывать на та­кое же отношение к себе со стороны окружения. Это придает им уверенности и дает основание считать себя частью общества.

Близкие отношения определяются доверительностью, внима­нием, заботой друг о друге и позволяют:

- свободно высказывать свои сокровенные мысли и чаяния и при этом не бояться быть неправильно понятыми и непринятыми;

- чувствовать себя комфортно и свободно, расслабиться, снять
внутреннее напряжение;

- повышать самооценку и развивать чувство собственного дос­тоинства.

Налаживание близких отношений проходит через ряд условий: способность раскрыться (довериться); принять другого таким, ка­ков он есть, без желания его переделать; оказывать поддержку и помощь друг другу и на словах, и на деле.

Особое место в эмоциональном благополучии занимает по­требность быть любимым и способность человека любить других. Однако, прежде чем человек научится любить других, он должен научиться уважать и любить себя. Неспособность к этому - пока­затель неуважения к самому себе.

Существенным и неизменным показателем эмоционального здоровья является способность человека к плодотворному и эф­фективному труду. Конфликты на эмоциональной почве не спо­собствуют продуктивному труду. Они отвлекают внимание, ос­лабляют интерес к работе. При этом невозможно сконцентриро­вать внимание на решении производственной или учебной задачи, исчезает уверенность в себе, в своих силах, что приводит к неэф­фективному труду.

Одно из основных условий сохранения эмоционального благополучия даже в сложных ситуациях - эмоциональная устойчивость - интегральное свойство психики, которое выражается в способности преодоле­вать состояние излишнего эмоционального возбуждения при вы­полнении сложной деятельности, неподверженность эмоцио­нальных состояний отрицательным влияниям (внешним и внут­ренним). Это один из пси­хологических факторов надежности, эффективности и успешности деятельности.

Показатели эмоциональной устойчивости:

- на уровне познавательных процессов: правильное восприятие
обстановки, ее анализ и оценка, принятие решений, последова­тельность и безошибочность действий к достижению целей;

- на уровне поведенческих реакций: точность движений, тембр,
скорость и выразительность речи; изменения во внешнем виде
(выражение лица, взгляд, мимика и др.).

Эмоциональная культура человека выражается в эмоциональ­ной отзывчивости человека, в способности понимать, уважать и ценить чувства других людей, в способности к эмпатии (сопережи­ванию), в чувстве ответственности за свои переживания. Эмпатия необходима в демократическом обществе для прояв­ления таких общечеловеческих качеств, как альтруизм, гуманизм и доброта.

Альтруизм - нравственный принцип, в соответствии с которым человек испытывает симпатию к другим людям (не обязательно только к родным и близким), стремится оказать им помощь, пе­реживает их горести как свои, готов пожертвовать своим покоем, достатком, временем, своими интересами ради них. Главный враг альтруизма - равнодушие и эгоизм (индивидуализм, иждивенчество).

Эгоцентризм - это сосредоточенность человека на собственных ощущениях, переживаниях, интересах, а также неспособность принимать и учитывать информацию, исходящую от других людей, противоречащую собственному опыту. В основе эгоцентризма лежит непонимание человеком, что существуют другие точки зрения, или уверенность, что психологическая организация (внутренний мир) других людей тождествена его собственной.

В психологии выделяют три вида эгоцентризма: познавательный, характеризующий процессы восприятия и мышления; моральный, проявляющийся в непонимании моральных оснований поведения других людей; коммуникативный, затрудняющий общение за счет непонимания различий смыслового наполнения понятий.

Крайне выраженный эгоцентризм представляет собой основ­ной симптом ряда психических заболеваний (шизофрении, исте­рии и др.).

Гуманность (человеколюбие, человечность) - это уважение к людям, забота об их благе, сострадание, доброжелательность.

Активность личности. Активность (поведение, деятельность) - способность производить преобразования материальной и духовной среды. Активность личности проявляется в творческой деятельности, воле, общении. Активные действия могут преследовать гуманистические и антигуманистические цели, иметь как общественно полезную, так и антисоциальную на­правленность.

Психологи выделяют три типа поведения: пассивное, активное и агрессивное.

Пассивное поведение выражается в том, что чело­век перекладывает решение своих проблем на других. Он плывет по течению, скрывает от себя и от других свои истинные мысли, чувства и желания. Заканчивается это тем, что человек, как правило, об­виняет в своих неудачах кого угодно, но только не себя. К тому же и отношения с другими людьми не складываются или разрушают­ся, если они были.

Активное поведение выража­ется в том, что человек открыто заявляет о своих потребностях, же­ланиях и о своем стремлении удовлетворить их всеми дозволенны­ми методами. Его отношение к другим людям доброжелательное, уважительное, и они платят ему тем же. Обозначив свою цель, человек стремится достичь ее. Неза­висимость и чувство собственного достоинства присущи таким лю­дям, активная жизненная позиция создает нормальные, здоровые отношения между людьми (или здоровую конкуренцию). Такие лю­ди, как правило, достигают больших успехов.

Вместе с тем активное поведение бывает и агрессивным. В этом случае достижение цели происходит за счет ущемления или притя­заний на права других людей. Естественно, это вызывает их от­ветную реакцию, которая, в конечном счете, заканчивается полной изоляцией человека и неприятием со стороны окружающих. Аг­рессивное поведение оскорбляет окружающих, задевает их чувст­во собственного достоинства, заставляет принимать ответные ме­ры.

Потребность (существует объективно) - причина активности личности, это нужда (необходимость) человека в чем-то, то к чему он стремится. Она может быть неосознанной и осознанной. Например, новорожденный нуж­дается во взрослом человеке, но он этого не осознает, не чувствует, не переживает. Только на третьем месяце жизни объективная нужда во взрослом преобразуется в субъективное психическое состояние, т. е. потребность в общении. Внутреннее осознание потребности (мотив – существует субъективно в сознании, всегда осознаваем) побуждает человека к активному поиску путей её удовлетворения и становятся побуждающей причиной к деятельности.

Реализация необходимых, обязательных потребностей эмоционально осознается как удовлетворение, а необязательных – как удовольствие. Удовлетворение потребностей является источником созидания, а удовольствие - разрушения.

Потребности условно можно разделить на биологические, личностные и социальные.

Биологические направлены на обеспе­чение нужды организма в пище, тепле, безопасности, движении, размножении и т. п.

Личностные потребности стимулируют под­держание человеком своей самостоятельности и индивидуально­сти: это потребности в самовыражении и самоутверждении.

Соци­альные потребности направлены на деятельность и на контакты с другими людьми: это потребность в общении, включенности в ка­кую-либо группу, в деятельность.

Существуют и другие классификации потребностей, например иерархия человеческих потребностей по Маслову выглядит как пирамида. В ее основании - физиологические потребности, навер­ху - потребность в самореализации.

1. Физиологические потребности. К ним относится потребность в еде, воде, сне, самосохранении и половом удовлетворении. Это основные потребности. Без удовлетворения этих относительно про­стых потребностей все другие становятся несущественными.

2.Потребность в безопасности, надежности. К ним относится потребность в защите, порядке и стабильности, здоровье, обеспе­ченной старости. Первая из них присуща всем людям, но особенно
в ней нуждаются дети. Взрослые люди умеют скрыть свой страх, ко­гда существует реальная опасность. Дети этого не умеют делать,
поэтому страдают значительно больше, чем взрослые.

3.Социальные потребности. Потребность любить и принадле­жать кому-то. Она возникает только после того, когда полностью
удовлетворены низшие (физиологические) потребности и прояв­ляется в желании иметь друзей, любить и быть любимым, быть
кому-то нужным, иметь семью.

4.Потребность в самоуважении и осознании чувства собственного
достоинства. Это высшая потребность. Она возникает, когда удовле­творены низшие потребности. Она проявляется в желании признания
успехов и достижений личности со стороны окружающих.

5.Потребность в самореализации и развитии личности, в само­актуализации, осмыслении своего места в мире. Она подразумева­ет возможность максимального выражения способностей и ода­ренности личности. Это самая высокая потребность.

С переходом от более «низкой» потребности к более «высокой» повышается активность личности.

В западной и отечественной психологии по­пулярной является концепция потребностей известного американского психолога А. Маслоу (1908-1970) в зави­симости от степени их социальной обусловленности (схема 10). Высшие личностные потребности:

Многим людям присущи так называемые «неврозы существова­ния», когда человек не понимает, зачем живет, и страдает от этого. Психически здоровый человек стремится понять смысл своей жизни и максимально полно реализовать себя, свои способности.

По другой классификации можно все потребности свести к се­ми: 1) физиологические (дыхание, питание, сон и т. п.); 2) продол­жение рода (рождение, воспитание, защита и т. п.); 3) добывание средств существования (жилище, пища, одежда и т. п.); 4) духов­ные потребности (познавательные, эстетические, нравственные); 5) общение (обязанности, права, симпатии); 6) самовыражение в учебе, работе, науке, религии, спорте, искусстве и т. п.; 7) самоут­верждение (уважение, признание, власть).

У психически и социально здоровой личности есть и желание, и возможность удовлетворять любые потребности. Однако тех, кто достигает вершины «пирамиды» потребностей, всего от 1 до 5%, ос­тальные находятся на той или иной ступени их удовлетворения.

Адаптация (от позднелат. adaptatio - приспособление) - способ­ность организма, психики, личности приспосабливаться к различ­ным изменившимся условиям внешней среды или жизни.

Эмоцио­нально здоровые люди обладают хорошо развитой способностью приспособления в разных ситуациях, уверенно справляются со страхом, и это один из показателей их эмоционального благопо­лучия. Эти люди не боятся ошибиться, принять рискован­ное решение. Риск - необходимый элемент полноценной жизни.

Особенностью среды обитания человека является ее постоянная изменчивость. Человек, как и любая другая биологическая система, должен к ней приспосабливаться, чтобы выжить. В привычной об­становке мы не испытываем опасности, а неизвестная обстановка вызывает некоторое чувство тревоги, незащищенности.

В основе адаптации лежат реакции организма, направленные на сохранение постоянства его внутренней среды (гомеостаза). Адаптация обеспе­чивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма и личности в различных условиях окружающей среды, в необычной обстановке.

Среди различных систем организма, осуществляющих реакцию адаптации, можно выделить эндокринную, вегетативную и нерв­ную системы, однако ведущее место принадлежит центральной нервной системе. Она контролирует процесс адаптации в целом.

Возможности адаптации человека зависят от наследственности, возраста, состояния здоровья, степени тренированности. Трениро­ванность организма имеет особенно важное значение. Расширить возможности организма можно за счет тренировок, закаливания, рационального режима дня, психического и морального состояния индивида.

В зависимости от условий и механизмов адаптации выделяют ее различные виды:

- физиологическая (взаимодействие различных систем организма);

- биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органов);

- психологическая (приспособление человека к новым условиям и задачам на уровне психических процессов и состояний, напри­мер повышение чувствительности глаза в темноте);

- социально-психологическая (приспособление личности к взаи­моотношениям в новом коллективе в зависимости от требований этого общества и собственных потребностей, мотивов, интересов).

Эти виды адаптации могут взаимодействовать и проявляться одновременно. Так, переход ребенка из семьи в детский сад, из детского сада в школу, а из школы в вуз или на работу требует адаптации к новым условиям и коллективу.

Комментарии к статье "Компоненты эмоционального благополучия"
Добавить свой комментарий
*все поля должны быть заполнены
історичні джерела це