Компоненты эмоционального благополучия
Эмоционально благополучными и рождаются, и становятся в процессе всей жизни. Психолог Э. Эриксон выделил четыре условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие: хорошо развитое чувство индивидуальности; умение общаться; умение создавать близкие отношения; умение проявлять активность.
Развитие и становление чувства индивидуальности происходит к юношескому возрасту (с 12 лет – «с кем поведешься», «ум» становится взрослым к 20 годам). Однако у многих людей становление индивидуальности идет всю жизнь. Процесс ощущения самого себя (самопознание) изменяется по мере роста и взросления. Индивидуальность человека включает в себя целый комплекс элементов: возраст, пол, этническая принадлежность, вероисповедание, профессия, способности, увлечения, взаимоотношения с другими людьми, особенности осознания себя как личности.
Эмоциональное благополучие накладывает отпечаток на умение общаться с другими людьми. В процессе общения принимают участие два и более человека. Для достижения позитивного результата важно, чтобы партнеры обладали двумя качествами: умением ясно, прямо и доходчиво выражать свои мысли и чувства и умением понимать мысли и чувства противоположной стороны. Умение говорить и умение слушать имеют важное значение, так как определяют качество взаимоотношений.
Важным показателем эмоционального благополучия является умение создавать близкие отношения с другими людьми (доверительных, душевных), между супругами, друзьями, родственниками, соседями, коллегами по работе. Близкие отношения базируются на симпатии, дружбе и любви между людьми. Они интегрируют (объединяют) в себе эмоциональные, интеллектуальные, социальные и духовные чувства. Психически здоровые люди дружелюбно относятся к окружающим, они отзывчивы и доброжелательны и вправе рассчитывать на такое же отношение к себе со стороны окружения. Это придает им уверенности и дает основание считать себя частью общества.
Близкие отношения определяются доверительностью, вниманием, заботой друг о друге и позволяют:
- свободно высказывать свои сокровенные мысли и чаяния и при этом не бояться быть неправильно понятыми и непринятыми;
- чувствовать себя комфортно и свободно, расслабиться, снять
внутреннее напряжение;
- повышать самооценку и развивать чувство собственного достоинства.
Налаживание близких отношений проходит через ряд условий: способность раскрыться (довериться); принять другого таким, каков он есть, без желания его переделать; оказывать поддержку и помощь друг другу и на словах, и на деле.
Особое место в эмоциональном благополучии занимает потребность быть любимым и способность человека любить других. Однако, прежде чем человек научится любить других, он должен научиться уважать и любить себя. Неспособность к этому - показатель неуважения к самому себе.
Существенным и неизменным показателем эмоционального здоровья является способность человека к плодотворному и эффективному труду. Конфликты на эмоциональной почве не способствуют продуктивному труду. Они отвлекают внимание, ослабляют интерес к работе. При этом невозможно сконцентрировать внимание на решении производственной или учебной задачи, исчезает уверенность в себе, в своих силах, что приводит к неэффективному труду.
Одно из основных условий сохранения эмоционального благополучия даже в сложных ситуациях - эмоциональная устойчивость - интегральное свойство психики, которое выражается в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности, неподверженность эмоциональных состояний отрицательным влияниям (внешним и внутренним). Это один из психологических факторов надежности, эффективности и успешности деятельности.
Показатели эмоциональной устойчивости:
- на уровне познавательных процессов: правильное восприятие
обстановки, ее анализ и оценка, принятие решений, последовательность и безошибочность действий к достижению целей;
- на уровне поведенческих реакций: точность движений, тембр,
скорость и выразительность речи; изменения во внешнем виде
(выражение лица, взгляд, мимика и др.).
Эмоциональная культура человека выражается в эмоциональной отзывчивости человека, в способности понимать, уважать и ценить чувства других людей, в способности к эмпатии (сопереживанию), в чувстве ответственности за свои переживания. Эмпатия необходима в демократическом обществе для проявления таких общечеловеческих качеств, как альтруизм, гуманизм и доброта.
Альтруизм - нравственный принцип, в соответствии с которым человек испытывает симпатию к другим людям (не обязательно только к родным и близким), стремится оказать им помощь, переживает их горести как свои, готов пожертвовать своим покоем, достатком, временем, своими интересами ради них. Главный враг альтруизма - равнодушие и эгоизм (индивидуализм, иждивенчество).
Эгоцентризм - это сосредоточенность человека на собственных ощущениях, переживаниях, интересах, а также неспособность принимать и учитывать информацию, исходящую от других людей, противоречащую собственному опыту. В основе эгоцентризма лежит непонимание человеком, что существуют другие точки зрения, или уверенность, что психологическая организация (внутренний мир) других людей тождествена его собственной.
В психологии выделяют три вида эгоцентризма: познавательный, характеризующий процессы восприятия и мышления; моральный, проявляющийся в непонимании моральных оснований поведения других людей; коммуникативный, затрудняющий общение за счет непонимания различий смыслового наполнения понятий.
Крайне выраженный эгоцентризм представляет собой основной симптом ряда психических заболеваний (шизофрении, истерии и др.).
Гуманность (человеколюбие, человечность) - это уважение к людям, забота об их благе, сострадание, доброжелательность.
Активность личности. Активность (поведение, деятельность) - способность производить преобразования материальной и духовной среды. Активность личности проявляется в творческой деятельности, воле, общении. Активные действия могут преследовать гуманистические и антигуманистические цели, иметь как общественно полезную, так и антисоциальную направленность.
Психологи выделяют три типа поведения: пассивное, активное и агрессивное.
Пассивное поведение выражается в том, что человек перекладывает решение своих проблем на других. Он плывет по течению, скрывает от себя и от других свои истинные мысли, чувства и желания. Заканчивается это тем, что человек, как правило, обвиняет в своих неудачах кого угодно, но только не себя. К тому же и отношения с другими людьми не складываются или разрушаются, если они были.
Активное поведение выражается в том, что человек открыто заявляет о своих потребностях, желаниях и о своем стремлении удовлетворить их всеми дозволенными методами. Его отношение к другим людям доброжелательное, уважительное, и они платят ему тем же. Обозначив свою цель, человек стремится достичь ее. Независимость и чувство собственного достоинства присущи таким людям, активная жизненная позиция создает нормальные, здоровые отношения между людьми (или здоровую конкуренцию). Такие люди, как правило, достигают больших успехов.
Вместе с тем активное поведение бывает и агрессивным. В этом случае достижение цели происходит за счет ущемления или притязаний на права других людей. Естественно, это вызывает их ответную реакцию, которая, в конечном счете, заканчивается полной изоляцией человека и неприятием со стороны окружающих. Агрессивное поведение оскорбляет окружающих, задевает их чувство собственного достоинства, заставляет принимать ответные меры.
Потребность (существует объективно) - причина активности личности, это нужда (необходимость) человека в чем-то, то к чему он стремится. Она может быть неосознанной и осознанной. Например, новорожденный нуждается во взрослом человеке, но он этого не осознает, не чувствует, не переживает. Только на третьем месяце жизни объективная нужда во взрослом преобразуется в субъективное психическое состояние, т. е. потребность в общении. Внутреннее осознание потребности (мотив – существует субъективно в сознании, всегда осознаваем) побуждает человека к активному поиску путей её удовлетворения и становятся побуждающей причиной к деятельности.
Реализация необходимых, обязательных потребностей эмоционально осознается как удовлетворение, а необязательных – как удовольствие. Удовлетворение потребностей является источником созидания, а удовольствие - разрушения.
Потребности условно можно разделить на биологические, личностные и социальные.
Биологические направлены на обеспечение нужды организма в пище, тепле, безопасности, движении, размножении и т. п.
Личностные потребности стимулируют поддержание человеком своей самостоятельности и индивидуальности: это потребности в самовыражении и самоутверждении.
Социальные потребности направлены на деятельность и на контакты с другими людьми: это потребность в общении, включенности в какую-либо группу, в деятельность.
Существуют и другие классификации потребностей, например иерархия человеческих потребностей по Маслову выглядит как пирамида. В ее основании - физиологические потребности, наверху - потребность в самореализации.
1. Физиологические потребности. К ним относится потребность в еде, воде, сне, самосохранении и половом удовлетворении. Это основные потребности. Без удовлетворения этих относительно простых потребностей все другие становятся несущественными.
2.Потребность в безопасности, надежности. К ним относится потребность в защите, порядке и стабильности, здоровье, обеспеченной старости. Первая из них присуща всем людям, но особенно
в ней нуждаются дети. Взрослые люди умеют скрыть свой страх, когда существует реальная опасность. Дети этого не умеют делать,
поэтому страдают значительно больше, чем взрослые.
3.Социальные потребности. Потребность любить и принадлежать кому-то. Она возникает только после того, когда полностью
удовлетворены низшие (физиологические) потребности и проявляется в желании иметь друзей, любить и быть любимым, быть
кому-то нужным, иметь семью.
4.Потребность в самоуважении и осознании чувства собственного
достоинства. Это высшая потребность. Она возникает, когда удовлетворены низшие потребности. Она проявляется в желании признания
успехов и достижений личности со стороны окружающих.
5.Потребность в самореализации и развитии личности, в самоактуализации, осмыслении своего места в мире. Она подразумевает возможность максимального выражения способностей и одаренности личности. Это самая высокая потребность.
С переходом от более «низкой» потребности к более «высокой» повышается активность личности.
В западной и отечественной психологии популярной является концепция потребностей известного американского психолога А. Маслоу (1908-1970) в зависимости от степени их социальной обусловленности (схема 10). Высшие личностные потребности:
Многим людям присущи так называемые «неврозы существования», когда человек не понимает, зачем живет, и страдает от этого. Психически здоровый человек стремится понять смысл своей жизни и максимально полно реализовать себя, свои способности.
По другой классификации можно все потребности свести к семи: 1) физиологические (дыхание, питание, сон и т. п.); 2) продолжение рода (рождение, воспитание, защита и т. п.); 3) добывание средств существования (жилище, пища, одежда и т. п.); 4) духовные потребности (познавательные, эстетические, нравственные); 5) общение (обязанности, права, симпатии); 6) самовыражение в учебе, работе, науке, религии, спорте, искусстве и т. п.; 7) самоутверждение (уважение, признание, власть).
У психически и социально здоровой личности есть и желание, и возможность удовлетворять любые потребности. Однако тех, кто достигает вершины «пирамиды» потребностей, всего от 1 до 5%, остальные находятся на той или иной ступени их удовлетворения.
Адаптация (от позднелат. adaptatio - приспособление) - способность организма, психики, личности приспосабливаться к различным изменившимся условиям внешней среды или жизни.
Эмоционально здоровые люди обладают хорошо развитой способностью приспособления в разных ситуациях, уверенно справляются со страхом, и это один из показателей их эмоционального благополучия. Эти люди не боятся ошибиться, принять рискованное решение. Риск - необходимый элемент полноценной жизни.
Особенностью среды обитания человека является ее постоянная изменчивость. Человек, как и любая другая биологическая система, должен к ней приспосабливаться, чтобы выжить. В привычной обстановке мы не испытываем опасности, а неизвестная обстановка вызывает некоторое чувство тревоги, незащищенности.
В основе адаптации лежат реакции организма, направленные на сохранение постоянства его внутренней среды (гомеостаза). Адаптация обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма и личности в различных условиях окружающей среды, в необычной обстановке.
Среди различных систем организма, осуществляющих реакцию адаптации, можно выделить эндокринную, вегетативную и нервную системы, однако ведущее место принадлежит центральной нервной системе. Она контролирует процесс адаптации в целом.
Возможности адаптации человека зависят от наследственности, возраста, состояния здоровья, степени тренированности. Тренированность организма имеет особенно важное значение. Расширить возможности организма можно за счет тренировок, закаливания, рационального режима дня, психического и морального состояния индивида.
В зависимости от условий и механизмов адаптации выделяют ее различные виды:
- физиологическая (взаимодействие различных систем организма);
- биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органов);
- психологическая (приспособление человека к новым условиям и задачам на уровне психических процессов и состояний, например повышение чувствительности глаза в темноте);
- социально-психологическая (приспособление личности к взаимоотношениям в новом коллективе в зависимости от требований этого общества и собственных потребностей, мотивов, интересов).
Эти виды адаптации могут взаимодействовать и проявляться одновременно. Так, переход ребенка из семьи в детский сад, из детского сада в школу, а из школы в вуз или на работу требует адаптации к новым условиям и коллективу.