Введение
Актуальность проблемы обучения будущих педагогов предмету «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» продиктована значительным снижением уровня здоровья населения России, в том числе и детского. Сохранение здоровья детей, гармоничное развитие их физических и умственных способностей является высочайшей государственной задачей, связанной с формированием сознательного отношения к своему здоровью и воспитанием ответственности за него. Именно поэтому будущие педагоги должны обладать достаточным уровнем медико-биологических знаний в рамках указанной научной дисциплины, так как их профессиональная деятельность включает в себя решение многочисленных проблем медико-социального характера (медицинские, связанные с физическим здоровьем; психологические; социально-гигиенические; социальные и др).
Для решения этих проблем педагог должен знать: этапы социальной работы при решении медико-социальных проблем; сущность понятий «социальная медицина», «здоровье индивидуальное», «здоровье населения», «здоровье общественное»; категории «болезнь» и «здоровье», их социальную обусловленность; показатели здоровья; факторы, определяющие здоровье; факторы риска заболеваний (первичные и вторичные, большие и т. д.); понятия (образ жизни), (стиль жизни), (качество жизни) «здоровый образ жизни», пути формирования здорового образа жизни; понятие «профилактика в медицине» (первичная и вторичная, личная и общественная и т. д.); понятия и задачи медико-социальной работы, медико-социальной помощи, особенности медико-социальной помощи отдельным категориям больных; организацию медико-социального патронажа; понятие и задачи планирования семьи; организацию медико-социальной помощи городскому и сельскому населению; признаки наиболее распространенных неотложных состояний и способы оказания первой помощи при этих состояниях.
Педагог должен иметь представление о биоэтических проблемах современности, собственной роли в формировании здорового образа жизни своих учеников, решении медико-социальных проблем наркомании, ВИЧ-инфекции и т. д.; задачах, организации и содержании работы Российского Общества Красного Креста (РОКК), его взаимодействия с органами социальной защиты; о задачах содержания работы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и т. д.
Глубинной основой мотивации всех сторон деятельности человека является стремление не только к удовлетворению необходимых потребностей — пищевой, физической, сексуальной, эстетической, творческой, моральной и т. д., но и к достижению удовольствия. В процессе воспитания и обучения формируются привычные пути достижения удовлетворения и удовольствия. Мы любим то, к чему привыкли, не задумываясь на первых порах о том, какое влияние на состояние здоровья могут оказать усвоенные привычки и навыки, особенно если это влияние опосредовано или отсрочено. Еще трагичней ситуация с достижением удовольствия при легкости и быстроте формирования влечений, имеющих компонент биохимической зависимости, — табакокурение, наркомания, алкоголизм. Это уже определенно становится болезнью.
Первичные корни добра и зла, основы морали, нравственности, этики, начинают формироваться с раннего детства именно в семейно-бытовых условиях на подражательной основе. Приобретенные навыки отрицательного свойства достаточно долго компенсируются в молодом возрасте запасом здоровья. И наиболее часто к здоровью начинают поворачиваться лицом лишь в позднем возрасте, в значительной степени потеряв его, став больным.
Поэтому стратегической задачей является формирование у человека с детских лету доминирующей мотивации на здоровье, здоровый образ жизни, научение детей стойким здоровым навыкам именно в семейной и образовательной среде силами педагогических и медицинских работников. Поскольку здоровье есть результат воспитания, а не лечения, то основным средством научения здоровью является педагогика. Именно поэтому эту проблему решают в большей степени родители, воспитатели, преподаватели, нежели врачи-педиатры.
Просветительско-догматические методы воздействия малоэффективны. Существенные положительные изменения возможны только при максимальной мотивации через самих учащихся на основе множественности положительных нравственных примеров. Это достижимо путем предоставления ученику возможности самому сравнить личные и возрастно-нормативные показатели физического развития, силы, выносливости, осуществить самооценку собственного образа жизни (режим, питание, двигательная активность и закаливание, полнота гигиенических навыков, наличие дурных привычек).
В древнейшей библейской легенде рассказано, как молодой царь Соломон услышал во сне неведомый Голос: «Проси, что тебе дать? Ты должен решить свою судьбу». Соломон ответил: «Одного я хочу: стать мудрым. Пусть сердце мое будет разумным, а разум добрым, чтобы я мог различать добро и зло, и быть справедливым судьей». И сказал ему Голос: «Да будет так». И стал Соломон мудрейшим среди людей. И оттого, что он был мудрым, он сделался могущественным, сильным, здоровым, богатым и прожил он долгую жизнь, и покорились ему все его народы.
Для того чтобы стать мудрым, необходимы, по крайней мере, знания и опыт. Данная дисциплина рассчитана на то, чтобы дать знания о здоровье человека.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Госстандарт
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп. Основные признаки нарушения здоровья ребенка. Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний. Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее проведению, критерии эффективности. Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них.
Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Принципы и методы формирования здорового образа жизни учащихся. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Формирование мотивации к здоровому образу жизни. Профилактика вредных привычек. Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Роль учителя в формировании здоровья учащихся в профилактике заболеваний. Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и здорового образа жизни учащихся.