Валеология как наука

Современная эпоха ставит перед биологическим видом Homo-sapiens тяжелые задачи, вытекающие из тенденции и направления общественного развития ... Это, прежде всего, ускоренное общественное развитие и связанные с ним глобальные изменения социальные, экономические, технологические и даже климатические. Все это ставит перед человеком, его организмом очень сложные задачи постоянной адаптации к условиям жизни, поэтому характерной чертой нашего времени является прогрессивная нестабильность А если к этому добавить экологические проблемы, урбанизацию, изменение характера трудовой деятельности и т.п., то становится понятным, что современный человек проживает не в тех условиях, к которым была когда приспособлена Все это существенно отражается на человеке, особенно на ее биологической природе.

На популяционном уровне снижаются функциональные резервы организма, его систем и органов, нарушается реактивность и резистентность, процессы саморегуляции, снижается качество потомков и многое другое. Как следствие этого меняется и характер заболеваний современного человека: гиподинамия приводит к тяжелым заболеваниям: инфаркт, атеросклероз, ишемия, гипертония, сахарный диабет, появление новых заболеваний: СПИД, хроническая усталость, приорные болезни, атипические пневмония и другое, всего около 30 новых нозологических форм за последние 20 лет, а также рецидивы старых заболеваний, например, туберкулеза.

Имеет место наличие полисиндромных состояний, которые тяжело распознаются, поэтому снижается эффективность лечения.

Человек - продукт биологической и социальной эволюции, ее здоровье зависит от наследственности, экологических условий, которые в последнее время негативно отражаются на генофонде нации.

Генофонд - это количественный и качественный состав, относительное количество всех форм генов в популяции. Более 10 млн. генов и связанные с ними белковые формы образуют биологическую систему человека.

Вредные факторы могут вызывать мутации генов и хромосом, что приводит к рождению детей с физическими и умственными дефектами, резкого снижения резистентности. Глобальные катастрофы (Челябинск, Арал, Чернобыль, кислотные дожди, ядовитые реки, вырубленные леса, экологически вредные продукты питания, наркотики порождают различного рода заболевания, уменьшают продолжительность жизни людей, вызывают к росту смертности детей.

В структуре смертности трудового потенциала общества доминируют несчастные случаи и травмы (38%).

Судьба здоровых новорожденных за последние 10 лет уменьшилось на 15%, а частота онкологических заболеваний у детей выросла почти на 10%, болезни эндокринной системы и крови на 30-35%, болезни органов пищеварения на 22-25%, болезни органов дыхания на 40%.

Предотвращать подобное явление лишь средствами медицины невозможно, нужно совершенствовать механизмы саморегуляции, развивать физиологические резервы организма, достигать утраченной гармонии в структуре организма и личности.

Депопуляционные процессы, которые начали проявляться в последней четверти XX века, особенно обострились в условиях экономического кризиса в Украине. Это отрицательный прирост населения (ежегодное уменьшение населения на полмиллиона), а также резкое снижение общего уровня здоровья, падение средней продолжительности жизни, рост числа наследственных болезней, инвалидности населения и т.д. Безусловно, это в полной мере следствием ухудшения экологического положения и медицинского обслуживания населения. Ведущим фактором, определяющим здоровье индивида является его отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.

В 1977 году Всемирная ассамблея здравоохранения определила, что главной социальной целью руководителей государств и всемирной организации здравоохранения должно быть достижение всеми народами мира такого уровня здоровья, который позволит им вести продуктивно в социальном и экономическом плане образ жизни.

На Международной конференции по первичной медико-санитарной помощи, проводимой в г. Алма-Ате в 1978 году под эгидой ВОЗ, было подчеркнуто, что «здоровье», являясь состоянием полного физического и социального благополучия, которое не ограничивается лишь отсутствием болезни или физического недостатка, является основным правом человека и что достижение возможного большего уровня здоровья составляет наиболее важную всемирную социальную задачу, для выполнения которой необходимы совместные усилия многих других социальных и экономических секторов в дополнение к сектору здравоохранения.

Мадридская конференция министров здравоохранения европейских стран в 1981 году признала приоритетным образовательным направлением сохранения и укрепления здоровья населения, а Европейское региональное бюро ВОЗ в 1991 году определило 38 задач для достижения здоровья для всех, сгруппированных в 5 разделах:

-Будущее здравоохранения Европы;

-Достижение лучшего здоровья;

-Соответствующее медико-санитарная помощь;

-Стратегия развития с целью достижения здоровья для всех;

-Здоровое окружающую среду.

В 1988 г. Комитет министров стран-членов Совета Европы разработал подробные рекомендации по внедрениюкурсов по здравоохранению во все звенья образовательных учреждений этих стран. Признано, что получение знаний по вопросам охраны здоровья и здорового образа жизни важно для всех возрастных групп населения, но важнейшим оно является для молодежи, поскольку она легче может адаптироваться к изменениям образа жизни, и именно от нее зависит будущее любой страны. Этим объясняется приоритетность, которую Совет Европы признает за развитием специальных образовательных дисциплин, формирующих у школьников и студентов сознательную мотивацию здорового образа жизни.

В странах Восточной Европы и СНГ это направление получило название валеологического образования (И. И. Брехман, 1982, 1987).

Украина активно принимала мировые тенденции по улучшению состояния здоровья населения. 31 декабря 1991 в Украине был принят Закон "Об охране здоровья населения", который определил правовые, организационные, экономические и социальные основы охраны здоровья населения Украины, в котором сформулированы принципы сохранения здоровья людей и здорового образа жизни. Закон предоставляет гарантии обеспечения всем гражданам гарантированного уровня медико-санитарной помощи, социального обеспечения при потере трудоспособности. Этим законом урегулирован порядок получения стационарного исанитарного лечения, создание сети учреждений здравоохранения. Законом устанавливается ответственность за нарушение прав граждан в сфере здравоохранения.

Разработанная Межотраслевая комплексная программа "Здоровая нация 20022011 годы", утвержденная Постановлением Кабинета Министров Украины от 10.01.2002 года за № 14.

Начиная с 1994 г. в школах Украины внедряется преподавание валеологии, а в 1995 г. Украина приняла участие в международном проекте "Европейская сеть школ содействия здоровью".

Совершенствуется образование в соответствии с требованиями настоящего с целью подготовки специалистов с новым гуманистическим типом мышления. Важным элементом реформирования содержания образования является введение нормативного общеобразовательного курса "Валеология". Главной целью общеобразовательного курса валеологии является формирование валеологической культуры у специалистов.

Валеология - это наука, изучающая теоретические проблемы формирования, хранения (поддержание) и закрепления здоровья человека с использованием медицинских, нетрадиционных (или парамедических) технологий.

Валеология - как научная дисциплина становится популярной, обязательной и необходимой для молодежи. Стержнями жизненного успеха молодого человека является крепкое здоровье, высокий профессионализм и творческое долголетие.

Мудрость, зрелость и прогресс общества определяются его здоровьем, уровнем интеллектуального и нравственного потенциала.

Валеология является открытой и доступной наукой, ее главным девизом должна быть честность. Отдельные проблемы в обществе, коллективе и т.п. иногда умалчивают (действие экологических факторов на здоровье, статистика смертности, рождения и т.п.), а молодые люди часто "черпают" знания из половых отношений, секса, эротики из разных сомнительных источников. На сегодня распространяется большое количество "бульварной" научно необоснованной информации по проблемам секса, здоровье, питание, завороження, приворожения, спасения, лечение от всех человеческих недугов. Это явное шарлатанство и задурманенисть с целью легкой наживы на горе людей.

Валеология, как и любая другая наука, имеет свой предмет научного познания (здоровье), объект приложения своих усилий (человек), методы исследования, цели и задачи, методологические основы. Курс должен выполнять следующие функции:

Гностически-иследовательские обеспечивание минимальных накопление научных знаний, необходимых для формирования студентом собственного здоровья и индивидуальной программы здорового образа жизни;

Компенсировать или ликвидировать пробелы в базовой образовании по сохранению и укреплению здоровья;

Прогнозировать или предупреждать негативные проявления поведения студентов с учетом их возрастных особенностей (в частности, употребление наркотиков, неразборчивые половые отношения и т.д.).

Комментарии к статье "Валеология как наука"
#1 Автор: Александр 20.06.2014 16:11
А кто автор этого введения в валеологию?
Цитировать
 
Добавить свой комментарий
*все поля должны быть заполнены