Понятие о психическом здоровье. Критерии и факторы, определяющие псих. здоровье. Понятие о стрессе, как об общем адаптационном синдроме (учение о стрессе Г. Селье)

Психическое здоровьегармоничное развитие психики человека в соответствии с его возрастом.

Основные критерии для оценки психического здоровья.

· Степень развития интеллекта;

· Способность контролировать свои эмоции и поведение в различных ситуациях;

· Способность справляться со стрессом.

Факторы психического здоровья

§ Наследственность;

§ Опыт, приобретённый в процессе воспитания;

По наследству передаётся подвижность нервных импульсов в коре головного мозга, которые определяют тип нервной деятельности (темперамент).

4 типа темперамента:

Холерик – сильно подвижный тип, низко уравновешен, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, хорошая кратковременная память. НЕДОСТАТОК – редко доводит дело до конца.

Сангвиник – сильный тип, уравновешанный, хорошая память, способны выполнять несколько дел одновременно и доводят их до конца.

Меланхолик – процесс торможения и возбуждения уравновешены, но протекают медленно, плохая память, медленные смены настроения, слабо неуравновешенные.

Флегматик – сильно не уравновешенные, процесс торможения преобладает над возбуждением, хорошая память.

Патологические формы воспитания:

1. тип эмоционального отвержения – родители заставляют испытывать ребёнка чувство вины, преувеличивая его недостатки (тип ЗОЛУШКИ);

2. гипер-опека – проявляется в гипер (чересчур) заботе о ребёнке, что препятствует возможности принимать собственные самостоятельные решения;

3. воспитание по типу повышения моральной ответственности - родители требуют от ребёнка, чтобы он осуществлял их мечты, которые они не могли осуществить;

4. противоречивое воспитание – родители по разному относятся к ребёнку, они переносят на него свои проблемы, предъявляя к нему свои требования (ИДИ СЮДА – СТОЙ НА МЕСТЕ);

5. смена образов воспитания – возникают при распаде семьи или тяжёлой болезни одного из них;

6. физическое насилие – обращение с ребёнком, которое не носит воспитательный характер.

Термин «Стресс» был сформирован в 1926г. канадским учёным Гансом Селье, который дал следущее определение этому понятию:

СТРЕСС – врождённая защитная реакция организма на существующие внешнее раздражение.

Виды стресса

1. Эустрессположительный стресс, протекает без потерь для организма (мобилизация сил при выполнении важного задания – замужество).

2. Дистресс – чрезмерный стресс, протекает с потерями для организма.

Факторы вызывающие стресс:

1. физические: резкое колебание температур, перепады давления, радиация, высокая концентрация углекислого газа в воздухе;

2. эмоциональные: страх, усталость, бессилие (отсутствие контроля над событиями), изоляция, возросший темп жизни, избыток или дефицит информации;

3. теологические: заболевания, травмы, черты характера – обидчивость, мнительность, чувство неполноценности, низкая самооценка;

4. временные: факторы прошлого – выступают как стресс: накопленные обиды, ошибки, неудачи. Факторы настоящего – настроение, проблемы. Факторы будущего – сессия, предстоящий развод.

При действии на человека повреждающих факторов, в его организме раз­виваются повреждения и включаются защитно-приспособительные механизмы, поддерживающие гомеостаз внутренней среды. Эти механизмы включаются на воздействие различных повреждающих факторов, т. е. они не специфичны. По­ложения о стрессе, как о общем адаптационном синдроме разработаны Г. Селье. Им выделены следующие группы повреждающих факторов - физические (холод, жара), биологические (вирусы, бактерии), химические (яды, кислоты, щелочи), механические (травмы, психоэмоциональное перенапряжение). Все они вызывают, как селективные эффекты, так и общие реакции неблагоприят­ного, так и компенсаторно-приспособительного плана. Эта совокупность изме­нений и называется общим адаптационном синдромом. Существуют следую­щие стадии развития стресса: тревога, резистентность и истощение.

1. Стадия тревоги характеризуется уменьшением размеров тимуса, селе­зенки и лимфоузлов, а также их функций. Это происходит из-за большой кон­центрации глюкокортикоидов (адреналина и норадреналина).

2. Стадия резистентности - стадия повышенной устойчивости стресса. В
это время повышается артериальное давление, усиливается обмен углеводов,
учащается и углубляется дыхание. При повышении устойчивости происходит
увеличение количества нейтрофилов, гемоглобина, повышается температура
тела. Активизируется распад белков, система Т и В лимфоцитов.

3. Стадия истощения. Она развивается, если на человека воздействует
очень сильный повреждающий фактор или же длительность воздействия фак­тора умеренной силы очень велика. Она характеризуется торможением ЦНС,
истощением лифмоидных органов.

Следствием является развитие болезни адаптации и различных инфекци­онных и не заразных болезней, которые могут закончиться смертью.

Признаки стрессовых состояний:

1). ФИЗИЧЕСКИЕ: бессонница, беспричинные боли, головокружение, потеря аппетита, сонливость, чувство голода.

2). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ: беспокойство, гнев, невозможность сосредоточиться, плохое настроение, раздражительность.

3). ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ: кусание ногтей, злоупотребление алкоголем, курение, нервный смех.

Методы профилактики стрессовых состояний:

ü Не бояться говорить о своих проблемах;

ü Разделять домашние обязанности;

ü Быть скромным – осознавать свои возможности;

ü Планировать деля с учётом сил;

ü Физические упражнения и гидропроцедуры;

ü Полноценный сон.

Комментарии к статье "Понятие о психическом здоровье. Критерии и факторы, определяющие псих. здоровье. Понятие о стрессе, как об общем адаптационном синдроме (учение о стрессе Г. Селье)"
Добавить свой комментарий
*все поля должны быть заполнены