Психика и психические явления, материальная (физиологическая) и идеальная компоненты, их соотношение

Психология (от греч. psyche — душа; logos — учение, наука; греч. (пси) — символ психологии) — это наука, изучающая феномены и объективные закономерности развития и функционирования (проявления и механизмы) психики (предмет психологии).

В отечественной научной психологии психика - свойство (или функция) высокоорганизованной материи (прежде всего мозга), субъективно отражать (познавать) объективный мир и саморегулировать на этой основе свое поведение и деятельность; понимается как: предпосылка деятельности и активности человека; продукт общественно-исторического развития.

Полипредметность — множественностью определений и трактовок предмета психологического познания. Это обуславливается совпадением субъекта и объекта научного познания, невозможностью непосредственного эмпирического исследования душевной жизни, необходимостью выделения «вторичных объектов». Особенность психологии — в невозможности сделать предмет психологии объектом непосредственного эмпирического исследования. «Психика», как и «Душа», эмпирически неуловима. Приходится искать другие объекты и косвенно — через их изучение — делать выводы о закономерностях психической реальности. Выбор такого «вторичного объекта» зависит от того, что признается доминирующим фактором, определяющим психическую жизнь, и от того объяснительного принципа, который предлагается конкретной научной школой.

В отличие от других явлений окружающего мира психика не обладает физико-химическими характеристиками: весом, формой, цветом, размерами, химическим составом и т. п. Поэтому она недосягаема для органов чувств или приборов, что затрудняет ее изучение. До сих пор неизвестно ее местонахождение. Попытки найти ее в теле человека не увенчались успехом (в диафрагме – m. Phrenicus, в верхней части сердца, в средней –евность, внижней – желание, воля). Отсюда можно предположить, что она находится вне тела (вокруг, рядом или как-то еще). Следовательно, не менее убедительным может быть предположение о том, что не душа находится в теле, а тело скорее пребывает в пространстве души.

В сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждается проблема субстрата психики. Проблема может ставиться так: психика - это просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы или психика имеет также свой специфический субстрат? Единственное, что можно пока здесь сказать, это то, что психику нельзя свести просто к нервной системе.

Возможно, психика имеет и свой собственный субстрат? Как предполагают некоторые физики, это могут быть микролептоны - мельчайшие ядерные частицы. Есть и другие гипотезы.

Тесная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга и приводят к неполноценности психики. Действительно, нервная система является органом (по крайней мере, одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека. Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя понять через исследование только нервной системы. Хотя головной мозг - это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, его источником является внешний мир.

Не менее загадочен и вопрос о том, умирает ли душа вместе со смертью тела. Другими словами: возможно ли самостоятельное существование души без тела? В науке данный вопрос остается открытым, хотя все мировые религии дают на него утвердительный ответ и даже определяют условия, от которых зависит дальнейшая судьба и благополучие души. Например, в христианстве это соблюдение Божьих заповедей, которым должен неуклонно следовать человек при жизни. Научное доказательство данного утверждения имеет огромное мировоззренческое значение, так как может произвести настоящий переворот в сознании и образе жизни людей.

Проблема соотношения мозга и психики, «материи и сознания» (отношение между мозгом как материным источником психики и идеальными по содержанию психическими явлениями) до сих пор не решена. Её изучение имеет давние исторические традиции.

Первое решение проблемы соотношения мозга и психики определялось как психофизиологический параллелизм - психика и мозг признаются как независимые сущности, не связанные между собой причинно-следственными отношениями Термины "душа" и "тело" впервые стал рассматривать с научных позиций философ и врач Рене Декарт (XVIIв.), исходивший в объяснении сущего из наличия двух противоположных начал - материального и духовного (дуализм). Он рассматривал душу и тело как две самостоятельные, относительно независимые субстанции - как душа может влиять на деятельность тела, так и тело способно сообщать душе сведения о внешнем мире. Декарт выдвинул идею рефлекса как машинообразного ответного поведенческого акта, хотя сам термин "рефлекс" был предложен спустя столетие.

И. М. Сеченов обосновал невозможность отрыва психического от рефлекторной деятельности, возможность распространения принципа рефлекса как детерминистического принципа организации поведения на всю работу головного мозга, прочно связал понятие психического с рефлексом. Он ввел представление об иерархии рефлексов, доказав, что наряду с элементарными имеется множество сложных психических рефлексов (психический элемент, психическое чувствование. Мысль, по Сеченову, - это психический рефлекс с задержанным окончанием, развивающийся по внутренней цепи ассоциированных рефлексов, а психический рефлекс с усиленным окончанием - это аффект или эмоция.

Современные варианты решения психофизиологической проблемы можно систематизировать следующим образом:

  • психическое тождественно физиологическому, оно выступает как особая сторона, особое свойство физиологических процессов мозга или процессов высшей нервной деятельности;
  • психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, тем не менее, не тождественно ей. Психическое несводимо к физиологическому, как идеальное к материальному или как социальное к биологическому.
  • психическое - это отдельный (высший) класс или вид нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной системе, в том числе процессам ВНД. Психическое - это особые (психонервные) процессы, которые также связаны с отражением объективной реальности, но отличаются наличием субъективного компонента (внутренние образы и их переживание);

Ни одно из приведенных решений не получило общего признания, и работа в этом направлении продолжается.

Категории соотношения мозга и психики

Проблема соотношения мозга и психики также может быть объяснена с помощью четырех категорий.

Категория отражения. Любое психическое явление есть результат субъективного отражения в мозгу состояния внешней (или внутренней) среды. Между миром (материальным или идеальным, внешним или внутренним) и его представлением в психике происходит многоступенчатый процесс психофизиологической переработки в материальных носителях (от рецепторного аппарата до нейронов коры) особенностей воздействия этого мира на организм в виде многократного перекодирования информационных эквивалентов этих воздействий.

Категория информации. Все психические процессы информативны по своей природе, от получения информации (афферентация), её обработки мозгом до двигательной и поведенческой активности (информационные эфферентные потоки). Категория информации присуща его носителям - как мозгу, так и всему организму, в котором также разворачиваются информационные процессы.

Категория активности. Активность — это то, что «оживляет» организм и может быть внешне или интроспективно наблюдаемо, что обусловливает соматические и психические функции организма. Любое психическое явление своеобразно активно, проявляя себя либо в реальном поведенческом акте, либо в скрытых процессах (мыслительных и др.).

Категория функции. Психика обусловливается функцией, деятельностью мозга, направленной на поддержание непрерывного приспособительного процесса организма к внешней природной и физической среде, а человека как личности - к жизни в среде социальной. Морфофизиологическое единство мозга — это форма пространственно-временной организации функциональной системы, которая имея целью адаптацию, является органическим элементом более общей системы — всего организма.

Очевидно, что ни одна из вышеуказанных категорий отдельно, равно как и их механическая интеграция, не может адекватно объяснить соотношение психики и мозга, которые являются проявлением различных сторон диалектически многогранной, эволюционно меняющейся, но целостной жизни.

Предпосылками возникновения психики являются раздражимость, таксисы, специализация клеток и, как следствие, возникновение и развитие нервной системы.

По сложности строения выделяют: диффузную, ганглиозную и централизованную нервные системы.

С точки зрения эволюционного развития можно выделить формы психического отражения: инстинкт, научение, интеллектуальное поведение, сознание.

Инстинкт — форма психического отражения, для которой характерна врожденная целесообразность поведения, вследствие того, что опыт множества поколений данного вида закреплен биологически в каждой отдельной особи, в том числе в строении ее нервной системы.

Научение заключается в возможности прижизненного овладения арсеналом целесообразных действий и закрепления этих способов реагирования на изменение условий существования.

Интеллектуальное поведение характеризуется тем, что целесообразные действия не только найдены самим живым существом, но в них присутствует элемент понимания.

Сознание — целесообразное отношение к действительности, основанное на знании ее объективных закономерностей, это высший уровень отражения действительности и развития психики, проявляющийся не столько в осознании (отдавать себе отчет) окружающего мира (место, время, самого себя - самосознание) и управлении своим поведением, а прежде всего – в способности к абстрактному мышлению через выражение мыслей словами или иным способом и в осознании этических и эстетических ценностей. Присуще только человеку.

Условно можно выделить следующие способы психического отражения (познания):

Осознаваемый (логика):

- сознание. Включает ум, мышление (преимущественно абстрактное) как результат использования задатков и совершенствования способностей в процессе приобретения знаний – логического познания (разнообразные виды деятельности - игра, учеба, научно-познавательная, производственная, социальная и др.) и практический жизненный опыт. Проявляется в интеллекте – умении практически использовать ум, багаж накопленных знаний и жизненный опыт.

Неосознаваемые (не поддающиеся логическому объяснению):

  • досознателъный, передающийся по наследству, в т. ч. абсолютные ценности, родовая память, как результат филогенеза (безусловные рефлексы, инстинкты);
  • послесознателъный, или подсознательный, условно-рефлекторный – знания, навыки, установки, психологические автоматизмы, чувства и пр., вытесненные в процессе онтогенеза (научение, интеллектуальное поведение);
  • сверхсознание – интуиция, феномены сознания, неподдающиеся научному объяснению.

Таким образом, понятие психики шире, чем понятие сознания.

Основные виды психических явлений

Психика проявляется поведением и деятельностью в четырех основных видах психических явлений: психические процессы, психические состояния, и психические свойства и психические образования. Указанные виды психических явлений выделяются только с целью изучения, в действительности же все они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга.

1. Психические процессы - это элементарные психические явления, динамическое отражение действительности, длящиеся от доли секунды до десятков минут и более. Их делят на познавательные (ощущения, восприятия, внимание, память, воображение, речь, мышление), эмоциональные (эмоции и чувства); и волевые (воля).

2. Психические состояния— относительно статический момент состояния психики, проявляющийся в повышенной или пониженной активности личности, более продолжительные по сравнению с процессами психические явления (могут продолжаться в течение нескольких мгновений, часов, дней или даже недель). К ним относятся проявления чувств (эмоции, настроения, аффекты, эйфория, тревога и др.), внимания (сосредоточенность, рассеянность), воли (решительность, растерянность, собранность), мышления (сомнения), воображения (грезы) и т. д.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными. Они подразделяются на три вида:

  • мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти);
  • эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация);
  • волевые - инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

3. Психические свойства - типичные для данного человека особенности его психики, устойчиво присущие человеку если не на протяжении всей жизни, то, по крайней мере, достаточно длительного её периода.

Включают:

  • направленность - иерархию потребностей и устойчивых мотивов поведения, ценностных ориентации (к чему стремится человек?);
  • характер - обобщенные способы поведения, тип адаптации к среде, темперамент - индивидуальные особенности психической деятельности, обусловленные врожденным типом высшей нервной деятельности (как проявляется человек?);
  • способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности (что может человек?).

4. Психические образования - результат работы психики человека, его развития и саморазвития. К ним следует отнести приобретенные знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.

Комментарии к статье "Психика и психические явления, материальная (физиологическая) и идеальная компоненты, их соотношение"
Добавить свой комментарий
*все поля должны быть заполнены
перша запорозька січ